|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свято- Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова приняла монашество во Флоровском монастыре Киева под именем Александры.
Имевшая капитал и поместья Агафия Семёновна Мельгунова, урождённая дворянка Рязанской губернии Степанова. Овдовевшая, она осталась одна с малолетний дочерью, приняла монашество во Флоровском монастыре Киева под именем Александры, решив посвятить себя Господу в Четвёртом уделе Божией Матери, как ей было явлено в видении Самой Богородицей.
В 1773-1779 г.г. на месте деревянной церкви в Дивееве мать Александра на свои средства строит каменную Казанскую церковь. Освятили её в начале 1780 г. При церкви Агафия Семёновна основывает женскую общину, которая указом Святейшего Синода 10 (23) февраля 1861 г. Была преобразована в 3-классный Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Их деятельность и предопределила широкую известность Дивееву.
После кончины матери Александры (1787г.) 30-летний монах Серафим принял попечение о сёстрах Дивеева, признаваясь после, что ничего не предпринимал для обители без прямого благословения Небесной Игуменьи Дивеева, самой пресвятой Богородицы. Батюшка Серафим, предсказавший как будущие испытания, предсказал и будущую славу обители, говоря, что после долгих лет испытаний "...дивеевская конопля еще гуще зазеленеет". И связан этот расцвет с именем первой игумений Дивеевского монастыря — матушки Марии. "Будет у вас мать — праведница",— говорил преподобный Серафим дивеевским сестрам, и даже предсказывал ее имя.
Елизавета Алексеевна Ушакова родилась 30 августа 1819 года в богатой дворянской семье, но светская мирская жизнь показалась ей пустой. Она поступила в Дивеевскую обитель в 1845 году, свято веря в силу молитв батюшки Серафима. Это были очень трудные годы смуты. Интриги Толстошеева были направлены лично против Елизаветы Алексеевны, особенно, когда она стала казначеей, а затем и начальницей обители. Дивеевская обитель не имела до 1861 года статуса монастыря. Только в 1861 году Дивеевская женская община получила статус третьеклассного женского монастыря. Елизавета Алексеевна выдержала все испытания. В 1862 году она была пострижена с именем Мария и возведена в сан игумений. При ней обитель стала процветать. Водворились тишина и порядок. Число сестер при игумений Марии увеличилось и возросло до тысячи шестисот. Сорок два года матушка Мария была игуменией монастыря. При ней были построены Троицкий собор, каменная колокольня, каменная трапезная с теплым храмом в честь святого благоверного князя Александра Невского, Игуменский корпус с храмом в честь равноапостольной Марии Магдалины. Игумения Мария отошла ко Господу в 1904 году, оставив по себе добрую память, всеобщую любовь, а главное — прекрасный монастырь.
Слава и признание Дивеевской обители стали заметно прибывать после прославления о. Серафима в 1903 году. Так, по данным 1907 г., в монастыре проживало 1134 насельницы, из коих 137 монахинь, 104 приукаженных (т.е. утверждённых указом духовной консистории в числе сёстер общины), 893 рясофорных и девиц на испытании. После революции 1917 года монастырь действовал еще десять лет. Правда, в эти годы у обители постепенно отнимали земли и даже на ее территории устраивали по понедельникам большие ярмарки, что тоже нарушало порядок жизни сестер. Под давлением нового режима общине пришлось даже стать “Дивеевскои женской артелью”; сестры не знали, чего еще ждать и жили в состоянии тревоги и неопределенности. В 1925 году Саровский монастырь закрыли. Последней перед разгоном Дивеевского монастыря была Божественная литургия в праздник Рождества Богородицы 8 (21) сентября 1927 года. В соборе служил архиепископ Дмитровский Серафим (Звездинский). В церкви Рождества Богородицы — Тамбовский владыка Зиновий (Дроздов). В своей проповеди владыка Серафим сказал, что монастырь закрывается, но сестры остаются монахинями и должны сохранить монашеские обеты. Сейчас к каждой из вас поднесена Чаша, и кто как ее выпьет, насколько достойно? До сих пор сестры горели одной общей свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь!"— говорил на последней проповеди владыка Серафим. Сбылось непонятное до этого предсказание преподобного Серафима: "В Рождественские ворота сироты мои посыплются, как горох".
После закрытия монастыря сестры поселились в окрестных селах (Дивеево, Вертьянове и других). В настоящее время известны лишь отдельные факты из жизни некоторых дивеевских сестер в этот период. Схимонахиня Анатолия (Якубович) вместе с келейницей матерью Рафаилой жила в деревне Череватово, потом в селе Дивеево, в городе Муроме. Осенью 1932 года их арестовали и заключили в тюрьму в городе Владимире. Мать Рафаила была сослана на три года в Петропавловск, а мать Анатолия освобождена по болезни и поселилась в городе Кулебаки. Здесь был храм, в котором служил бывший священник Дивеевского монастыря отец Михаил (Гусев). В 1935 году возвратилась из ссылки мать Рафаила. Осенью 1937 года обе инокини поселились в городе Муроме, где мать Анатолия скончалась 1 февраля 1949 года.
Известна судьба другой исповедницы — послушницы Дивеевского монастыря Феклы. После закрытия обители она долго скиталась, затем поселилась в лесу неподалеку от города Чебоксары. В 40-е годы арестована и осуждена на двадцать пять лет лагерей. Освобождена в 1954 году, умерла на руках у духовных сестер. Дивеевская блаженная Мария Ивановна (Мария Захаровна Федина) после закрытия монастыря жила в селе Пузо, затем в селе Елизарово, с 1928 года в селе Дивеево, с 1930 года — на хуторе близ села Починок. Умерла она в деревне Череватово 8 сентября 1931 года.
Серафимо-Дивеевский монастырь представлял собой в XX веке богатейший архитектурный комплекс, который созидался на протяжении полутора столетий.
14 января 2004 г.мощи трех Дивеевских блаженных - Пелагеи, Параскевы и Марии - впервые вынесены и открыты для поклонения в Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Святые старицы были прославлены как местночтимые святые в июле 2004 года в ходе торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в октябре 2004 г. благословил общецерковное прославление Христа ради Дивеевских юродивых – блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской) и Марии (Фединой).
К Рождеству в Дивеевском монастыре установят раки шести святых
НИЖНИЙ НОВГОРОД. В Дивеево установят раки шести преподобных Александры (Мельгуновой), Марфы (Милюковой) и Елены (Мантуровой), а также блаженных Пелагеи (Серебренниковой), Параскевы и Марии (Фединой), недавно причисленных к лику святых. Им можно будет поклониться в Казанском храме Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в Нижегородской области. Об этом сообщили в управлении Нижегородской епархии. В данный момент святые мощи омывают и приводят в надлежащий вид. Также идет процесс изготовления ларцов, где они будут покоиться. В обители надеются успеть установить раки к Рождеству. Недавно три преподобных и три блаженных Дивеевской обители по решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви были канонизированы общецерковно и, как выразился епископ Нижегородский и Арзамасский, Георгий, «встали в один ряд с преподобным Серафимом Саровским», передает «ВинТА».
6 октября 2004 г Архиерейский Собор Русской Православной Церкви благословил к общецерковному прославлению Христа ради юродивых блаженных Пелагии (Серебренниковой; 1809-1884), схимонахини Параскевы (Паши Саровской, + 1915) и Марии (Фединой, +1931), ранее прославленных как местночтимые святые Нижегородской епархии.
Вопрос об общецерковном прославлении дивеевских блаженных был поставлен на соборе в докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
По благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода в Повестку дня Собора был внесен вопрос об общецерковном прославлении четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимых святых.
22 сентября/5 октября - день памяти дивеевской блаженной Параскевы Ивановны, более известной как Паша Саровская.
В миру была она крепостной крестьянкой, скромною, трудолюбивою, рано овдовевшей. Будучи несправедливо обвиненной своими хозяевами в краже, подверглась тяжким испытаниям, после чего бежала в Киев, где скрывалась у старцев. Дважды по заявлению помещика ее находили, заключали в острог, а затем эпатировали обратно в поместье. Однако вследствие испытанных ею страданий и несправедливости и благодаря общению с киевскими подвижниками в ней произошла внутренняя перемена. Несомненно, духовные отцы благословили ее на юродство ради Христа, и она приняла в Киеве тайный постриг с именем Параскева, оттого и стала называть себя Пашей. Многие годы скиталась она, юродствуя, до переселения в Саровский лес. Около 30 лет спасалась она в Саровском лесу, живя в пещерах и проводя время в молитве. Временами ходила она то в Саров, то в Дивеево. В силу долгого подвижничества и постничества внешним видом своим напоминала Марию Египетскую: худая, высокая, смуглая. Босая, в мужской монашеской рубашке появлялась она в монастыре, наводя страх на незнавших ее людей. Промыслительное событие произошло с ней за 4 года до ее переселения в Дивеевскую обитель - на нее также, как некогда на батюшку Серафима, напали разбойники. Она была избита до полусмерти, проболела целый год да так никогда и не поправилась полностью. После смерти в 1884 году дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны Серебренниковой Паша осталась в обители до конца своих дней и в течение 31 года продолжала их общее предназначение: спасать души монашествующих от натисков врага человечества, от искушений и страстей, им ведомых по прозорливости. Собрано и описано много случаев прозорливости блаженной Паши. Известно, что в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского ее посетили Августейшие особы - Император Николай II и Императрица Александра Федоровна. Им предрекла блаженная скорое рождение долгожданного Наследника, а также гибель России и царской династии, разгром Церкви и море крови, после этого Государь не раз обращался к предсказаниям Параскевы Ивановны, посылая время от времени к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть. Скончалась блаженная схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Могилка Параскевы Ивановны находится у алтаря Троицкого собора.
В 2004 году на торжествах, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, состоялось прославление в лике святых блаженной Паши Саровской и других дивеевских блаженных, которые подвизались в Серафимо-Дивеевском монастыре в XIX –XX веках - Марии и Пелагии.
31 июля в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриахии, и собор архиереев совершили чин великого освящения церкви в честь Казанской иконы Божией Матери.
По окончании освящения храма была отслужена заупокойная лития по Дивеевским старицам Пелагии, Параскеве и Марии - последняя перед прославлением их в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. Затем, за первой Божественной литуригией в новоосвященной Казанской церкви, был совершен чин прославления блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий огласил «Деяние о канонизации блаженной Пелагии Дивеевской (1809-1884), Параскевы Дивеевской (+ 1915) и Марии Дивеевской (+1931)» и благословил богомольцев иконой новопрославленных святых.
В «Деянии о канонизации», утвержденным епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, в частности, говорится: «Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью, проведенной в суровом подвиге юродства Христа ради блаженных стариц Пелагеи, Параскевы и Марии Дивеевских не нашла препятствий к их прославлению в лике святых. После рассмотрения материалов о жизни подвижниц Серафимо-Дивеевского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II мною с любовию и благоговением определяется:
1. Причислить к лику святых Христа ради юродивых, благодатию Божией прославленных, блаженных стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии.
2. Честные останки блаженных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской, почивающие в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре Нижегородской епархии, отныне именовать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
3. Память блаженной Пелагии Дивеевской совершать в день ее преставления – 30 января/12 февраля, блаженной Параскевы Дивеевской в день ее преставления – 22 сентября/5 октября, блаженной Марии Дивеевской в день ее преставления – 26 августа/8 сентября. Также совершать общую память блаженных Дивеевских в день празднования собора святых жен Дивеевских 8/21 июля.
4. Службу новопрославленным Дивеевским святым составить каждой особую, а до времени составления таковых отправлять общие – по чину Христа ради юродивых.
5. Писать новопрославленным блаженным Пелагии Дивеевской, Параскеве Дивеевской и Марии Дивеевской иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.
6. Напечатать жития блаженных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской для назидания в благочестии чад церковных.
7. Настоящее определение наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обитателей Нижегородской епархии.
Молитвами новопрославленных Пелагии Дивеевской, Параскевы Дивеевской и Марии Дивеевской да подаст Господь свою милость всем, с верой и любовию прибегающим к их небесному предстательству. Аминь».
Для каждой из новопрославленных святых будет составлена отдельная служба, их жития и иконы уже можно приобрести в Серафимо-Дивеевской обители. Как отметила настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия, в Синодальную комиссию по канонизации святых уже подано прошение на общецерковное прославление Дивеевских блаженных, а также святых жен Александры, Марфы и Елены, чьи мощи сейчас находятся в Дивеевском монастыре. О решении Cинодальной комиссии по канонизации станет известно на Архиерейском Соборе, который пройдет в октябре в Троице-Сергиевой Лавре. Подвиг Преподобного Серафима неразрывно связан с его верными учениками и последователями. Особое место в истории Дивеевского монастыря занимали блаженные Христа ради юродивые подвижницы, которые сохраняли святую обитель своим великим подвигом юродства и напоминали христианам слова Спасителя, что «Царство Мое не от мира сего», и граждане этого Царства живут по иным, порой непонятным нам законам. Прасковья Ивановна обладала весьма типичной наружностью. Наружность эта была весьма разнохарактерна, смотря по настроению: то чрезмерно строгая, сердитая и грозная, то ласковая и добрая, то горько- горько грустная. Отец настоятель Суздальского Ефимьева монастыря архимандрит Серафим (Чичагов), автор “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”, прекрасно изучив эту замечательную женщину, говорил о ней: “От доброго взгляда ее каждый человек приходит в невыразимый восторг. Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза ее поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в ее чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности ее, - иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, - лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая величайшее смирение, кротость, любовь и сострадание. Облекаясь иногда в сарафаны, она, как превратившаяся в незлобное дитя, любит яркие красные цвета и иногда одевает на себя несколько сарафанов сразу, как, например, когда встречает почетных гостей или в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица”. По свидетельству монашествующих, преподобный Серафим еще при жизни своей благословил Прасковью Ивановну на скитальческую жизнь в дремучих лесах Саровских. Там она пребывала в посте и молитве около тридцати лет. Жила она в вырытой ею пещере. Говорят, что у нее было несколько пещер в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями. “Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской, - говорил архимандрит Серафим, - Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались ее длинным до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке - свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее ”. Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки против дверей была закрыта большими иконами. В центре – Распятие, по сторонам его – справа Божия Матерь, слева – ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья – чуланчик, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да и не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Изнемогая под утро, Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, - она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку – для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось, конечно, внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны так ценилась в обители, что из нее делали пояски и четки. Народ почитал в Прасковье Ивановне прорицательницу. Под окнами ее домика по целым дням стояла толпа богомольцев, с благоговеньем ожидавших, не даст ли она им добрый совет, не помолится ли за них. Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у Прасковьи Ивановны. Случаев прозорливости Прасковьи Ивановны невозможно собрать и описать. Положительно, она знала каждую мысль обращающегося к ней человека и всего чаще отвечала на мысли, чем на вопросы. В беспокойные для нее дни, несомненно вследствие борьбы ее с врагом человечества, она без умолку говорила, но невозможно ничего было понять, ломала вещи, била посуду, точно боролась с духами, волновалась, кричала, бранилась и была вся вне себя. О прозорливости Прасковьи Ивановны рассказывали: “Когда наша мать настоятельница и игумения Мария, - рассказала мать Анфия, заведующая монастырской гостиницей, - текущей зимой была тяжело больна, мы, сестры, сильно скорбели и опасались за конец болезни. Неоднократно мы спрашивали Прасковью Ивановну, выздоровеет ли наша мать настоятельница, и она каждый раз говорила нам, что ее ждет скорое выздоровление. Предсказание Прасковьи Ивановны сбылось. Мать настоятельница оправилась от своей тяжелой болезни, и опасность миновала”. Один из москвичей – корреспондентов, посетивший в Дивееве с товарищами Прасковью Ивановну, о ее прозорливости сообщил: “Когда мы вошли в домик, нас встретила мать Серафима и молоденькая послушница. Они сообщили нам, что Прасковья Ивановна заперлась в своей крохотной келии, но может быть, скоро выйдет, и поэтому нас просили обождать. Мы стояли у входа в покой с матерью Серафимой, как дверцы кельи открылись, и к нам порывистыми шагами вышла Прасковья Ивановна. Она была такой, как ее описал архимандрит Серафим. Не обращая ни на кого внимания, она прерывисто прошла и, обращаясь к художнику М., сказала, грозя пальцем: “Денежку не бережешь, по ветру пускаешь!” Сказав это, она, проходя к окну, перед которым стояла группа богомольцев, пожала мне руку, молча. Бросив взоры на стоящих на дворе богомольцев, она вновь устремила свои очи на нас и довольно долго вглядывалась в нас, как бы читая наши мысли. Становилось жутко. Но вот она по своей прозорливости прочла наши мысли: мы искренно жалели ее. Она немного постояла как бы в полузабытьи, потом лицо просияло, и она на нас уже перестала смотреть сурово. Ее лицо стало радостно, она повеселела. Мы передали ей нашу лепту – на свечи. Это еще более обрадовало ее. Она стала резвиться, как дитя. Немного спустя, она опустилась перед распятьем на колени и стала горячо молиться, все время кладя земные поклоны. Мать Серафима и послушница при этом стали петь заздравный стих, закончив поминовением наших имен: Иакова, Стефана и Эмилия. Мы были поражены и обрадованы тем, что эта блаженная с чистым взором ребенка молилась за нас, грешных. Радостная и довольная она отпустила нас с миром, благословив на дорогу. Сильное впечатление произвела она на нас. Это цельная, не тронутая ничем внешним натура, всю свою жизнь, все свои помыслы отдавшая во славу Господа Бога. Она редкий человек на земле, и надо радоваться, что такими людьми еще богата земля Русская”. Таковы-то отзывы о юродивой Паше Саровской, которую преподобный Серафим благословил на жизнь скитальческую, и которая так долго исполняла завет святого и великого старца Саровского!
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |