|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скиты и подворьяХрам в честь преподобного Серафима Саровского в Понетаевском скиту Покровский скит в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня на которой стоял крест сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители. Свято-Никольский скит в селе Автодеево — впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1616 году.Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году.Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая.Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы. Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево. Кутузовский скит в селе Кутузовка — передан монастырю 25 декабря 1992 года Меляевский скит в селе Меляево — располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо–Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». Знаменский скит в селе Хрипуново — передан монастырю сентября 1993 года. Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная.В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище.В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра.23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Архангельский скит — в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила. Троицкий скит. Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем.19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсовете Арзамасского района посёлка Троицкий Скит. Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка — в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Свято–Троицкий Белбажский монастырь — с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное. Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — Нижегородское подворье, открыто в 1997 году.Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского. Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери — Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова — в 1845—1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. 17 января 2011 года архиепископом Георгием был освящён третий придел в честь святителя Николая Чудотворца и преподобномученицы Евдокии.В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви. Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых — Патриаршее подворье. В 1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме еще продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима. Серафим Саровский Преподобный Серафи́м Саро́вский (в миру — Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых. Основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 по инициативе царя Николая II. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей о. Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания. В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Памятный знак в Курске на месте чудесного спасения Прохора Мошнина при падении с колокольни строящейся церкви. Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца. Спорные мнения
Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с четками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей. Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам.Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия. Несмотря на споры по поводу отношения преп. Серафима к данному вопросу, письменные источники свидетельствуют о его православии, в качестве примера чего можно привести фрагмент из его беседы со старообрядцами: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».
Изречения Св. Серафим кормит медведя. Миниатюра начала 20 века, Ростов У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока! Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом. Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя. Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого. Всё пройдёт и кончится, и обители, батюшка, уничтожатся, а у убогого Серафима в Дивееве до самого дня пришествия Христова будет совершаться Бескровная жертва. Девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Почитание и канонизация
Основной письменный источник исторических сведений о старце Серафиме — жизнеописание старца Серафима, составленное саровским иеромонахом Сергием. Последний с 1818 года собирал и записывал свидетельства о двух саровских подвижниках: Серафиме и схимонахе Марке. В 1839 году в Троицко-Сергиевой Лавре, при содействии митрополита Филарета (Дроздова), вышло «Краткое начертание жизни» схимонаха Марка, книга включала «Духовные наставления отца Серафима». «Сказание о жизни и подвигах» отца Серафима (без «Духовных наставлений») было опубликовано в 1841 году. Многие из ныне известных поучений старца Серафима почерпнуты из записок помещика Николая Александровича Мотовилова, якобы найденных С. А. Нилусом и изданных им в 1903 году. Впрочем, аутентичность некоторых фактов, изложенных Мотовиловым, оспаривается.
Народное почитание «батюшки Серафима» началось задолго до его канонизации, при его жизни. Подготовка к официальной канонизации вызвала политический скандал и должна рассматриваться в контексте стремления Николая II преодолеть некое «средостение» (по выражению генерала А. А. Мосолова), якобы разъединявшее царя с народом, который «его искренне любит». Первый документ, указывающий на идею официальной канонизации, датирован 27 января 1883 года — годом коронации Александра III (25 января 1883 года был напечатан Высочайший манифест от 24 января того же года о коронации царствующего императора, имеющей состояться в мае того же года): начальник московских женских гимназий Гавриил Киприанович Виноградов в письме, адресованном обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву, имевшему репутацию человека, близкого к трону, предложил «ознаменовать начало царствования, перед священным коронованием государя императора, открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника, которого молитвы и при жизни его были действенны, тем более теперь они будут благопоспешны для великого государя, когда Серафим предстоит перед престолом Всевышнего в лике серафимовском». Победоносцев, судя по всему, отнёсся к предложению неодобрительно. По свидетельству графа С. Ю. Витте, канонизации потребовал от Победоносцева лично Николай II, видимо, по настоянию супруги — весной 1902 года (согласно официальной версии, 19 июля 1902 года). Граф Витте также писал о роли Александры Феодоровны: «<…> Говорят, что были уверены, что Саровский святой даст России после четырёх Великих Княжён наследника. Это сбылось и окончательно и безусловно укрепило веру Их Величеств в святость действительно чистого старца Серафима. В кабинете Его Величества появился большой портрет — образ святого Серафима.» Сам Победоносцев винил архимандрита Серафима (Чичагова), бывшего тогда настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в том, что именно он подал императору «первую мысль о сем предмете». Того же мнения был и генерал А. А. Киреев, замечавший, что Обер-прокурор полагал архимандрита Серафима (Чичагова) «великим пролазом и плутом»: тот «как-то пролез к Государю, а затем Государь уж распорядился самовольно. <…> Положим Серафим действительно святой, но едва ли такое „распоряжение“ соответствует не только верно понятому чувству религиозности, но и канонам (даже русским)». 11 января 1903 года комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского), включавшая и архимандрита Серафима (Чичагова), произвела освидетельствование останков Серафима Мошнина. Результаты освидетельствования излагались в секретном всеподданнейшем докладе, которые, однако, вскоре стали широко известны читающей публике. Поскольку существовали ожидания «нетленности» мощей, каковой обнаружено не было, митрополиту Петербургскому Антонию (Вадковскому) пришлось выступить с заявлением в «Новом Времени» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям», где он констатировал факт сохранности «остова» Саровского старца и выразил мнение, что наличие нетленных мощей не обязательно для прославления. Своим Деянием от 29 января 1903 года Святейший Синод извещал: «Святейший Синод, в полном убеждении в истинности и достоверности чудес, по молитвам старца Серафима совершающихся, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом Православии Российской Державе, и ныне, во дни благословенного царствования Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, как древле, благоволившему явить прославлением сего благочестия подвижника новое и великое знамение Своих благодеяний к православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в котором изложил следующее свое решение: 1) благоговейного старца Серафима, почивающего в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, а всечестные останки его — святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою, 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия святых его мощей, и 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода». Летом 1903 года состоялись «Саровские торжества» при огромном (до 150 000 человек) стечении народа и с участием царя и других членов императорской фамилии. Преп. Серафим широко почитается в среде православных верующих и в настоящее время. Неоднократно сообщалось о чудесах и исцелениях у его мощей, а также о явлениях его людям (например, об одном из них св. прав. Иоанн Кронштадский пишет в своей книге).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |