|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиоведение билеты
Вопрос №1 Определение религиоведения, его основные разделы, задачи и цели курса Из интернета: Религиоведение – это наука, предметом изучения которой является религия. Разделы религиоведения: · философия религии · социология религии · психология религии · феноменология религии · семиотика религии · история религии
Целью дисциплины «Религиоведение» является ознакомление студентов как с общетеоретическими религиоведческими представлениями, так и с конкретной практикой наиболее распространенных религиозных традиций мира. Конечной целью курса можно считать формирование толерантного отношения к представителям самых разных религий и уважения к инакомыслию. Задачи курса: · дать студентам общее представление о феномене религии; · дать представление о религиоведении как научной области; · показать на конкретном историческом материале особенности возникновения и развития основных религиозных традиций мира; · рассмотреть значение религиозного фактора в современной культурной и общественно-политической жизни.
Из лекций: Разделы вузовского курса: I. Введение в религиоведение II. Религия как социальный феномен III. Религии мира: история и современность IV. Свободомыслие. Секуляризация V. Свобода совести и гоударственно-конфессиональные отношения
Вопрос №2 Особенности теологического (богословского) определения религии Из лекции: Почти все религии имеют 3 основных черты: 1. В религии существует вера в личного Бога. Бог представляется как дух, ему присваивается сверххарактеристики: он всезнающ, вездесущ, всеправеден, непознаваем, познается через дела, существует вечно. Все это относится к духовному миру. Бог – это Творец всего видимого и невидимого. Венцом творения является человек. Таким образом, в первой черте мир разделяется на два мира: духовный и физический. Духовный мир вечен, а физический некогда сотворен и будет иметь свой конец, но это завершение будет началом преображения. 2. В религии существует учение о вечной жизни человеческой личности в силу того, что каждая личность имеет богоданную душу. Душа чистая, идеальная, эту душу необходимо сохранить в чистоте и непорочности. 3. Есть возможность и необходимость отношений человека с Богом. Эти отношения взаимны. Человек входит в отношения с Богом через культовую практику - религиозный опыт (почитание Бога, молитва). Бог входит в отношения с человеком через: · Откровения · Промысел (помощь) · Спасение души
Вопрос №3 Философская и социологическая интерпретация религии Из лекции: Все представители философии разделяются на две группы по мировоззренческому признаку: идеалисты и материалисты. Идеалисты за первичное в мире признают идею, дух, некий абсолют. Этот дух, первичное сознание, явилось основой для материального мира. Идеалисты по взглядам на религию близки к богословам (например, Гегель считал религию нечеловеческим творением, действием абсолютного духа (Бога) на человека). Материалистические берут за первичное материю, сознание же – продукт развития материи. Исходя из этого, взгляд на религию совершенно другой (например, Людвиг Фейербах считал, что Бог – идея, возникающая в сознании человека, находящегося в определенной природной и социальной среде. Религия имела познавательные и социально-обусловленные корни и психологические основания. Идеи Фейербаха восприняли Маркс и Энгельс. Эмиль Дюркгейм обращал особое внимание на интегрирующую функцию религию, на благотворное влияние религии на человека. Считая, что религия – социальный феномен, она возникает в обществе и действует на него. По Дюркгейму, религия всегда будет существовать в обществе. Бэлла (?) считал, что традиционные религии будут претерпевать изменения, будут появляться новые религии. Мы современники этих процессов.
Вопрос №4 Детерминанты религии: социумные, психологические, гносиологические Под детерминациями религии надо понимать систему факторов, под влиянием которых она возникает, существует и воспроизводится. Первой группой таких факторов являются социумные основы, то есть совокупность отношений, складывающихся в процессе материального производства. Эти отношения объективны, господствуют над людьми в их повседневной жизни, отражают несвободу и зависимость людей от внешних условий. Несвободу и зависимость человек испытывает в двух аспектах — в системе взаимоотношений с природой и в системе взаимоотношений с другими людьми. Во взаимоотношениях с природой основополагающим фактором является уровень развития производительных сил. Чем выше этот уровень, тем меньше зависимость человека от слепой стихии, тем выше защищенность и комфорт его повседневной жизни, тем ниже необходимость обращения к сверхъестественному за непосредственной защитой. По крайней мере, так было на протяжении той части истории человечества, когда производственная деятельность общества еще не нанесла непоправимого ущерба окружающей среде. Теперь эта зависимость перестала напоминать прямую арифметическую и принимает диалектические формы. Острота экологических проблем, возникших именно в результате повышения уровня производительных сил, толкает человека к немедленному поиску решений, который из-за нехватки времени часто уходит в сторону религии. В области отношений людей друг с другом основополагающим фактором является характер производственных отношений, выражающийся в развитии отчужденных форм собственности, в эксплуатации, в разделении на различные социальные группы, в противоречиях в отношениях человека и государства. Все это вызывает социальные, политические, межэтнические, межличностные и прочие конфликты. В принципе, чем острее обществом и человеком переживается социальная несправедливость, тем больше их тяга к религии. Чем справедливее устроено общество, тем ниже должна быть потребность человека обращаться к вере в Бога. Но это не совсем так. Можно найти в истории примеры, которые говорят о том, что "сытый и спокойный" человек не отворачивается от религии, а, наоборот, в этих условиях получает внутренний импульс заниматься своим духовным развитием, искать смысл жизни; в связи с универсальностью религии, о которой говорилось выше, он обращается в своих поисках ответов на вечные вопросы именно к религии. С другой стороны, можно найти примеры, когда именно социальная несправедливость, ее острое переживание людьми толкало их на разрыв с религиозными представлениями и поиск кардинальных способов переустройства мира. Второй группой факторов, определяющих развитие религии, являются психологические факторы, то есть состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. ^ К общественно-психологическим факторам относятся: 1) кризис общественно-моральной атмосферы; 2) превратный характер общественного мнения; 3) влияние группы непосредственного общения; 4) влияние норм, традиций и обычаев группы происхождения или проживания. ^ К индивидуально-психологическим факторам относятся: 1) переживание человеком чувства всесторонней зависимости; 2) личное страдание и невосполнимое горе; 3) осознаваемый страх смерти; 4) переживание чувства морального и физического одиночества; 5) склонность к внушаемости, поклонению авторитетам; 6) закоснелость мышления. Следует выделить еще одну группу факторов, влияющих на развитие общественной и индивидуальной религиозности. Это гносеологические предпосылки, представляющие собой те особенности познавательной деятельности, которые делают возможным возникновение религиозных представлений. Во-первых, это противоречие между неограниченностью человеческого и ограниченностью индивидуального познания. Неограниченность познания человечества можно подтвердить, только беря для рассмотрения всю историю его развития — от первобытного состояния, когда люди знали и умели очень мало, и до сегодняшнего времени, когда человечество накопило огромные знания и каждый отдельный человек может ими воспользоваться и прирастить их в той или иной степени. Однако жизнь человека ограничена физическими рамками. Кроме того, возможности его познания могут быть ограничены физиологическими и социальными рамками. Это противоречие и порождает чувство бессилия и стремление его преодолеть за счет выхода за обычные, материальные способы познания и найти истину сверхчувственным путем, который предлагает религия.
Во-вторых, благоприятную гносеологическую почву для религии создает отделение рациональной и чувственной ступени познания и отрыв их от практики. Генетически мышление развивалось из чувственных форм, поэтому сознание в своей деятельности имеет тенденцию выразить мыслительное содержание в чувственной форме. Понятия, абстракции рассудка тесно связаны с представлениями, а потому незаметно происходит полагание вне сознания их предметного содержания. Абстрактное, общее может быть преобразовано в фантастическое существо, живущее наряду с представлением о единичном и отдельно от него. Происходит процесс гипостазирования — превращения отдельных свойств, сторон, отношений в самостоятельные существа со свойствами, кажущимися объективными.
Вопрос №5 Характеристика религиозного сознания
В целом религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, диалогичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.
Религиозное сознание включает в себя два компонента: религиозную идеологию и религиозную психологию, соотношение и взаимодействие которых определяют все многообразие конкретных видов религии. Специфику же самому содержанию религиозного сознания (и функционирующих внутри него идеологии и психологии) придает единство двух его сторон — содержательной и функциональной.
Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений. В ней проявляется не только и не столько идеология, как это может показаться на первый взгляд и как считают некоторые ученые, но и особенности самой психологии верующих, выражающие качественные характеристики их мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих процессов.
К содержательной стороне религиозного сознания можно отнести: религиозную интерпретацию мифов и легенд; особенности вероучения, веры и поклонения; своеобразие религиозного и мистического опыта; общую специфику религиозных чувств и настроений, интеллекта и воображения, воли и поведения верующих.
Функциональная сторона религиозного сознания в своеобразной форме удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, настроения и переживания, способствуя эффективному воздействию на их психику. К функциональной стороне религиозного сознания можно отнести специфику культовых действий и ритуалов, религиозного утешения, катарсиса религиозных чувств и настроений и т.д.
Особенностями религиозного сознания являются: • более строгий контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением и поступками; • более четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих. Религиозное сознание: • не только вырабатывает конкретные ценности и потребности верующих, но и дополняет их формированием веры, основанной на определенных нормах поведения (например, пост, исповедь), культовых и ритуальных действиях; • не только формирует веру в сверхъестественное, но и дополняет ее утешением, ориентирующим на ложное, иллюзорное решение проблем (противоречий) реальной жизни и находящим проявление в таинствах; • формирует религиозные представления и верования посредством религиозного катарсиса чувств, в ходе которого отрицательные переживания вытесняются положительными; • цементирует и превращает в единое целое идеологию и психологию, насаждаемый религией религиозный опыт, представляющий собой, с одной стороны, результат усвоения индивидом религиозных верований и представлений, почерпнутых им из окружающей его социальной среды, а с другой — являющийся следствием насаждаемых религией непосредственных психологических контактов и форм общения верующих.
Вопрос №6 Содержание религиозной деятельности (культа). Особенности религиозных отношений Религиозный культ: содержание и функции Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениям идеями, догматами. Прежде всего выступает в виде культового текста (тексты Священного Писания. Предания, молитв, псалмов и пр.) Воспроизведет этих текстов актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы («драматизация религиозного мифа»). Культ - есть реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Культовая система - это прежде всего совокупность определенных обрядов. Обряд совокупность стереотипных действий. устанавливаемых обычаем или традицией той пли иной социальной общности. Религиозные обряды - сильно средство эмоционального воздействия, тщательно продуманный ритуал. сопровождаемый молитвами. музыкой, хоровым пением. Культовое здание приводит человека в ситуацию, отличную от привычных, внимание полому сосредотачиваем на предметах, действиях, образах, знаках.. Обряд под символический характер. Символ - знак, образ, воплощающий какую-либо идею или представляющий какой-либо образ Символами могут быть вош (крест - символ христианской веры..). действия (крестное знамение)..мифы, предания (библейское повествование о сотворении мира...) Религиозные отношения В соответствии с различными видами деятельности складываются отношения - внерелигиозные и религиозные. В ходе выполнения экономической, политической, государственной, просветительской и иной деятельности религиозные индивиды, группы, институты вступают в соответствующие этим видам активности связи. В этого рода связях возможен субъективно полагаемый религиозный смысл, однако по объективному содержанию они нерелигиозны. Свойства религиозных отношений Религиозные отношения представляют собой вид отношений в духовной сфере, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозные отношения имеют субъективный план, план сознания. Последнее полагает определенные отношения людей к гипостазированным существам, свойствам, связям, а также верующих друг с другом. Первые отношения развертываются в плане сознания, однако проявляются в действительных отношениях между людьми, например, между мирянином и священнослужителем. Контакты верующих друг с другом, хотя и имеют отнесенность к названным существам, свойствам, связям, представляют собой действительные взаимоотношения. С другой стороны, религиозное сознание, отражая и выражая действительные.отношения, по их образу и подобию конституирует схемы религиозных отношений. В соответствии с этими схемами представляются отношения гипостазированных существ друг с другом и с людьми, людей с этими существами и между собой.
Вопрос №7 Типы религиозных организаций Типы объединений Набор организационных элементов, их взаимосвязи, распределение позиций и ролей, управленческие и исполнительные органы, механизмы контроля различны в различных религиях, конфессиях, в объединениях разных типов. На основе изучения христианства выделены типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, установленная секта, мистерия и др. Наибольшее единодушие исследователей получило признание трех первых типов. Церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквах члены делятся на духовенство и мирян. Позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципам.
Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы.
Деноминация может развиваться из других типов объединений или складываться с самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные принципы формируются в оппозиции к церкви и секте и носят разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается обязательным признаком «истинной» религиозности. Хотя и выдвигается принцип постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность прежде всего в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали.
Вопрос №8 Функции религии и роль религии в обществе Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая. · Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных процессов и явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное приятие или отвержение), мироотношение (этическую оценку) и т. д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, с точки зрения которых осмысливается мир, обеспечивается заданность смысла и цели человеческого существования. Придание смысла бытию предоставляет человеку возможность вырваться за пределы ограниченности бытия, поддерживает надежду на "светлое будущее", на избавление от страданий, горя, одиночества, морального падения.
· Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей — как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.
· Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях, помогают наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения.
· Регулятивная функция религии осуществляется с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это — исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.
· Интегрирующе-дезинтегрирующая функция религии проявляется в том, что религия, в одном отношении, соединяет, сплачивает религиозные группы, а в другом — разъединяет их. Интеграция осуществляется в тех пределах, в которых признается более или менее единое вероисповедание. Если же в обществе имеются различные, к тому же противостоящие конфессии, тогда религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Иногда это может произойти даже против желания действующих религиозных руководителей, поскольку предыдущий опыт противостояния религиозных конфессий всегда может быть использован в целях текущей политики.
· Религия, являясь составной частью культуры, выполняет культурнотранслирующую функцию. Особенно на ранних этапах развития человеческого общества, сопровождавшихся разрушительными войнами, религия способствовала развитию и сохранению некоторых слоев культуры — письменности, книгопечатания, искусства живописи, музыки, архитектуры. Но при этом религиозные организации накапливали, охраняли и развивали только те ценности, которые имели отношение к религиозной культуре. Хорошо известны факты уничтожения церковниками книг и произведений искусства, которые отражали взгляды, противоположные официально провозглашаемым религией.
· Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности некоторых из них. Долгое время непременным атрибутом законности государственной власти считалось освящение церковью вхождения на престол того или иного государя. До настоящего времени при вступлении в должность президентов некоторых стран приносится присяга на священной книге, почитаемой ведущей для этой страны религией. Сохраняется и обычай приносить присягу, подтверждающую правдивость слов на судебном заседании, также на священной книге. Религия может и лишить власть ее законности, и подтолкнуть общество к свержению этой власти тем или иным путем (как это случилось в Польше во время антикоммунистического выступления "Солидарности").
Из учебника: Религия влияет на мотивацию человеческого поведения, порождая определенные результаты жизнедеятельности и являясь, в свою очередь, порождением жизнедеятельности общества, т.е. социальным феноменом. Религия выступает, как фактор возникновения и формирования социальных отношений и как фактор легитимизации тех или иных форм социальных отношений. При этом религия может воздействовать как объективный фактор – через установки общественного индивидуального сознания, которые сформированы исторически, посредством культуры данного народа. Но может воздействовать и как субъективный фактор – через деятельность религиозных организаций и их лидеров, оказывающих влияние на сознание и поведение современников. Церковь активно пытается воздействовать не только на верующих, но и на всё общество, пропагандируя ценности, признаваемые ею как базовые.
Вопрос №9 Соотношение религии и культуры Религия в системе культуры Религия представляет собой одну из областей духовной культуры. Существует несколько определений понятия культура, но для более полного решения задач данного курса можно предложить использование следующего определения. Культура — это совокупность способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в ходе материальной и духовной деятельности людей и представлены в ее продуктах, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями. Культура характеризуется как процесс деятельности и как ее результаты. Она включает в себя соответствующие свойства сознания и поведения людей в различных областях жизни. В области материального и духовного производства есть свои предметные носители. Предметными носителями культуры в области материального производства являются орудия и средства труда, искусственно произращенные продукты питания, одежда, жилища, принадлежности быта, средства связи и транспорта. Воплощениями духовного производства выступают язык в звуковой и письменной формах, различные искусственные знаковые системы, книги, произведения искусства. В культуре материальное и идеальное взаимно приникают друг в друга: в материальной деятельности реализуются знания, цели, идеи людей; идеальные продукты отражают свойства и отношения материальных объектов. Важный аспект культуры составляют механизмы регулирования человеческой активности, включающие нормы, правила, требования, эталоны, инварианты действия и общения. Осознание явлений культуры началось со сферы материального производства, и, прежде всего — с обработки земли. Не случайно первоначальный смысл слова "культура" в латинском языке — возделывание, обработка. Позже, словом культура стали называть и городской уклад жизни. И, наконец, его начали использовать для обозначения явлений духовного порядка. Исторически первой областью духовной жизни была мифология, которая синкретически объединяла разные способы освоения мира — знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, песню и пляску и т. д. В ходе дифференциации мифологического комплекса постепенно выделяются различные формы духовной культуры — искусство, мораль, философия, наука, религия и др. Вместе с другими областями духовной культуры религия производила и накапливала способы и приемы осуществления бытия человека в материальной и духовной деятельности, реализовывала их в продуктах и передавала от поколения к поколению. При всей сложности взаимоотношений религии с другими областями духовной культуры на протяжении истории они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность — универсум духовной жизни. В различные эпохи выдвигались на первый план, получали наиболее интенсивное выражение те или иные области культуры: искусство и философия — в античности, религия — в Средние века, философия — в XVIII—XIX веках, наука — в XX веке. Религия, став частью культурного универсума, внутри себя синтезирует определенные явления других областей культурной жизни, изменяя свои формы и внутреннее содержание. На протяжении истории человечества сменилось несколько форм религии, которые соответствовали общему развитию человеческого сообщества.
Вопрос №10 Многообразие и единство исторических форм религий. Типология религий Из учебника: В отечественном религиоведении принято выделять следующие этапы развития исторических форм религии: 1) Доклассовое общество – тотемизм, магия и мантика, фетишизм, культ природы, анимизм 2) Классовое общество a) Политеизм – умершие религии (религия древнего Вавилона, Египта, Греции, Рима); действующие религии (зороастризм, индуизм, джайнизм, сикхизм, даосизм, синтоизм, конфуцианство) b) Монотеизм – иудаизм и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Классификация Гегеля: I) Религия природы 1) Непосредственная религия (чародейство) 2) Раздвоение сознания в самом себе. Религии субстанции: а) Религия меры (Китай) б) Религия фантазии (брахманизм) в) Религия в себе бытия (буддизм) 3) Переход от религии природы к религии свободы. Борьба субъективности: а) Религия добра и света (Персия) б) Религия страдания (Сирия) в) Религия тайны (Египет) II) Религия духовной индивидуальности 1) Религия возвышенного (иудеи) 2) Религия красоты (греки) 3) Религия целесообразности и разума (римляне) III) Абсолютная религия (христианство)
На каждом последующем этапе своего развития религия совершенствовала духовный опыт предыдущего этапа, не отказываясь полностью от первоначальных мифов. В мировых религиях, которые представляют собой универсальные мировоззренческие системы, можно найти отголоски архаического сознания. Мифологические представления о мире законсервированы в религии; картина мироздания, предлагаемая мировыми религиями, иногда буквально совпадает с представлениями по тем же проблемам в архаичных религиях. Это свидетельство того, что всякая религия представляет собой продукт определенной эпохи. Религиозно-мифологическая картина мира в представлении разных народов крайне многообразна, и в то же время в этой массе сюжетов выделяются некоторые универсальные идеи, присущие, в той или иной мере, большинству народов и культур.
Вопрос №11 Элементарные формы религиозной жизни
Тотемизм – это вера в таинственную родственную связь между группой людей и определенным видом растений, животных или явлений природы. Такое растений или животное являлось тотемом данной группы людей. Тотем – символ, обозначение единства. Члены тотемной группы стремятся придать себе облик, схожий с обликом тотема. С тотемом связано понятие табу – запрещенного и наказуемого, ставшего священным.
Фетишизм – почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Предметы могли мыслиться, как самостоятельно сверхъестественное существо, как постоянная или временная обитель божества. Изначально в качестве фетишей использовались природные объекты. Вслед за природными появились фетиши, изготовленные руками человека. Материалами для них служили непривычные формы камней, ветви, в которых фантазия художника угадывала тот или иной образ. Постепенно фетиши приобрели вид и функции амулетов, оберегов, талисманов и т.п.
Анимизм – вера в духов, в душу или всеобщею одухотворенность природы. В более раннем варианте населяет духами весь окружающий мир, все предметы и явления природы имеют свою душу. В более позднем варианте анимизм предполагает существование не только отдельных душ предметов, но и наличие единой души. Таким образом, оказывается, что анимизм – это фундамент любой религии и её цементирующий элемент, который до сих пор существует в развитых религиях. Наиболее ярко анимизм проявляется в языческих политеистических религиях.
Магия – мнимое, воображаемое искусство или умение влиять на окружающий мир с помощью неких "непостижимых" манипуляций. Круг магических манипуляций очень широк: это могут быть слова, предметы, письмена и различные действия.
Вопрос №13 Национальные и мировые религии: общее и особенное
Основные отличительные черты национальных религий: 1)Главным субъектом этих религий выступает этнос, нация, народ. 2)Четкие этические правила и нормы, установленные для всех социальных слоёв в форме земных обязанностей и условий благоденствия души в вечности. 3)Философия и культ ясны и понятны для масс, основаны на культе предков, рода и семьи.
Отличительные черты всех мировых религий. 1)Во главе всех религий ставится определенная личность в качестве жизненного образца и представителя благочестия. 2)Переход от религиозного эгоизма к симпатии. 3)Не связана ни с какой национальностью, ни с каким мирским предназначением.
Религии разбираются по плану: 1. Когда возникла религия 2. Где возникла 3. В каких социально-политических, экономических и идеологических условиях возникла 4. Был ли основоположник 5. Священные тексты 6. Особенности религии 7. Какие существуют направления 8. Распространение религии на исторической родине и за ее пределами 9. Значение религии в жизни народа и общества 10. Религия в России
Вопрос №14 Индуизм как одна из древних политеистических религий
Индуизм – это целая совокупность религиозных форм, это обозначение образа жизни с кастовым разделением, сумма жизненных принципов, этических норм, обрядом, культов, праздников и т.д.
1)Первые шаги на пути создания иудаизма были сделаны во втором тысячелетии до нашей эры. Этим первым этапом стала ведическая религия. Новый период - брахманизм – примерно пятый век до нашей эры И новый этап – индуизм. 2)Индия 3)Развитие индуизма связано с социально-экономическими изменениями в Индии. Начало нового периода непосредственно связано с расслоением общества и возникновением первых каст. Наиболее почитаемой стала каста жрецов – брахманов. Постепенно кастовый слой совершенствовался, число каст возрастало и вместе с этим возрастала степень социальной несправедливости. Поиск религии социального равенства привел к возникновению буддизма. Брахманизм стал сильно сдавать свои позиции, ведущим деятелям этого направления пришлось искать пути обновления традиционной религии. Так возник индуизм. 5)На первом этапе большое значение имели веды – это сборник памятников древности и состоят из четырех частей: Ригведа – сборник стихов самых древних гимнов, содержащих мифы о творении мира и об основных божествах. Самаведа и Яджурведа – сборники молитвенных заклинаний и описаний обрядов. Атхарведа – содержит песнопения и магические заклинания. 6)В индуизме существует ограниченное число общепринятый религиозных догматов – авторитет Вед, учение о карме и переселении душ, богоустановленость каст. Вся остальная религиозная жизнь отдана на попечение религиозных просветителей – гуру, а культ обслуживается жрецами – брахманами. Авторитет Вед является непререкаемым для всех последователей индуизма вне зависимости от принадлежности к школам, направлениям, течениям. По убеждению последователей индуизма в Ведах содержится истинное знание. Под кармой в Индуизме понимается путь души человека, которая переселяется из тело в тело, согласно своим заслугам. Касты воспринимаются, как божественное установление, нарушив которое, переступив границы касты, невозможно. 7)В Индии существует огромное число религиозных направлений и сект, которые практикуют различные приёмы достижения просветления и познания божественной сущности. Тантризм, Йога, военные религиозные организации. 8)Широкое распространение в мире нашли виды религиозной практики, такие, как йога. 9)Индуизм закрепляет кастовую организацию общества.
Вопрос №15 Иудаизм как национальная монотеистическая религия
1)Формируется в X-VI века до нашей эры. 4)Моисей (наверное) 5)Иудейский канон состоит из Танаха – ветхозаветной части библии, которая была написана и составлена задолго до появления христианства, и Талмуда. В основе талмудического творчества была первая часть Ветхого завета – Пятикнижие или Тора, или, как их еще называют, Моисеевы книги. Толкованием Моисеевых книг является Мишна, а толкование Мишны – Гемара. Мишна+Гемара=Талмуд. 6)К основным догматам иудаизма относятся: вера в единого бога Яхве, вера в приход мессии, вера в бессмертие душу и существование загробного мира, в котором душа человека получает воздаяние за совершенное на земле. В иудаизме впервые в истории религии был провозглашен последовательный и принципиальный монотеизм. Особо важное значение в иудаизме придаётся обряду обрезания. Иудейские богословы толкуют его как символ завета между богом Яхва и еврейским народом. Женщины исключены из большинства религиозных обрядов и действий, её активность сосредоточена на "домашних" обрядах Нормы и установления во всех сферах жизни детализированы и освящены религиозным авторитетом. 10)Многие последователи иудаизма – члены Российского общества.
Вопрос №16 Буддизм: особенности учения и нравственные нормы и культовая практика. Буддизм в России
1)В V веке до нашей эры. 2)В Индии 3) Постепенно кастовый слой в Индии совершенствовался, число каст возрастало и вместе с этим возрастала степень социальной несправедливости. Поиск религии социального равенства привел к возникновению буддизма. 4)Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни из царской семьи рода Готама. Отсюда одно из его имен – Гаутама. 5)Трипитака. Биография Будды. 6)Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Высшая цель буддиста – прекращение перерождений и достижение нирваны, то есть небытия. Буддисты признают возвещенные Буддой "четыре благородные истины", в которых изложена сущность буддизма. · Всякое существование есть страдание · Причина страданий в самом человеке – это его жажда жизни, наслаждения, богатства · Прекратить страдания возможно: для этого нужно освободиться от жажды жизни · Есть путь, по которому можно достичь нирваны Сам мир – это лишь иллюзия сознания человека. Карму у буддистов – это сумма всех поступков и помыслах существа, во всех предыдущих воплощениях. 7)Ламаизм – сложился на Тибете в VII-XIV вв н.э. 8)Ряд стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. 9)Учение буддизма ни к каким социальным переменам не призывает. Пять моральных заповедей повседневной жизни: · Отказ от преднамеренного убийства любого живого существа · Отказ от воровства · От лжи · От супружеской неверности · От алкоголя 10)В нашей стране буддизм имеет исторические области распространения – Бурятия, Калмыкия, Тува, бурятские национальные районы Иркутской и Читинской областей. На этой территории буддизм действует в форме ламаизма, которые сложился на Тибете VII-XIV вв н.э. Буддизм вызывает в целом положительное отношение, так как он проповедует миролюбивые принципы человеческого существования и пути нравственного совершенствования личности.
Вопрос №17 Cтруктура Библии (Ветхий и Новый Завет)
Библия – это целое собрание древних идеологический, исторических и литературных памятников, созданных на ближнем востоке на протяжении 15 веков (XIII до н.э – II в н.э.) Состоит из двух частей: ветхий завет и новый завет. Новый завет – комплекс из 27 специфических христианских книг, написанных в I-II в н.э. Он состоит из: Евангелий от Матфея, от Маркса, от Луки, от Иоанна; Деяний Святых апостолов; посланий апостолов; Откровения Иоанна Богослова. Евангелие – это четыре книги, которые относятся в законоположенных книгам. Евангелие – древнегреческое слово Евангелиос – благая весть, или благовествование. Так же переводится, как подарок. Там сообщается о первом пришествии Иисуса Христа, ниспосланного Богом на землю, во спасение грехов человечества. Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Иоанн получил первым второе имя среди людей – Богослов. Иоанн – самый молодой из учеников Иисуса Христа и самый любимый – Иоанн находился в постоянном послушании. Евангелия рассказывают о пришествии Иисуса Христа через чудесное рождение его Девой Марией. Немного о детских годах, о бегстве семьи Иосифа и Девы Марии с Богомладенцем в Египет. Далее идет рассказ о земной жизни Иисуса Христа, о его проповедях, деяниях. Слова, причти и сами деяния – это всё явилось основой учения христианства. Его учение не было принято иудеями, начинается преследование Иисуса Христа: предательство Иуды, суд над Христом, распятие, снятие тела. Приходят жены-мироносицы, чтобы подготовить тело впогребению, но камень, который закрывал вход в пещеру, убран, тела Иисуса в ней нету. Есть книги о деяниях апостолов – исторические. О сошествии святого духа на апостолов на 50ый день, после Пасхи. Считается, что с этого дня получает своё начало история Христианской церкви, ибо апостолу разошлись по разным землям и стали проповедовать учение Иисуса Христа. Третья группа книг – это послания апостолов. Учительные книги. Апостолу образовывали общины, тогда они уже назывались церквами. И шли дальше. Этим прежним общинникам они писали послания. Особенно знамениты послания апостола Павла: “Братия, не упивайтесь вином, в вине есть блуд”, “Да не изыдет из уст Ваших гнилое слово”. И еще есть книга пророческая – “Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова”. В откровении говорится о будущем мира, человечества, церкви. Говорится о конце мира, но мир будет обновлен, будет новый Иерусалим. Будет Страшный суд. В нём заложены учения о конце мира, об Рае и Аде.
Вопрос №18 Социальные и идейные предпосылки возникновения христианства
Христианство зародилось в условиях разложения рабовладельческого строя и первоначально было выражением протеста рабов и беднейших слоёв населения против социального гнёта. Священники и аристократия сотрудничали с ненавистными народу римскими ставленниками. На этой почве народ отвернулся от храма и стал создавать воинственные мессианские движения, направленные на освобождения страны. В Палестине распространилась и окрепла вера в скорых приход мессии, появилось немало пророков, которые повели народ в пустыню, обещаю скорую встречу с мессией. Уже во время Иудейской войны в Палестине возникли небольшие общины, члены которых верили, что уже встречались с мессией (по-гречески – Христом), т.е. в то, что мессия уже пришел. Ранние христианские общины состояли из бедняков. Социальным составом общин и политической обстановкой в Иудее объясняется та ненависть, которую христиане питали к существующей власти, к Римской империи. Общины не были объединены организационными рамками, единым учением и обрядностью. Но христианские общины Палестины соблюдали прежде всего заповеди Моисея. И когда христианство стало распространяться на территориях, где существовали еврейские диаспоры, то возник конфликт между христианскими и иудейскими священниками. Христианство отделилось от синагоги. На христианство оказалось влияние язычество – через эллинизм. Эллинская философия обогатила христианство понятием абсолютного Бога.
Вопрос №30 Свободомыслие как закономерный процесс в развитии общества
Основные принципы законодательства о свободе совести в России. · В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Отделенность понимается, как невмешательство государства во внутреннею каноническую жизнь религиозных объединений и невмешательство религиозных объединений в политику государства. · В Российской Федерации все религиозные объединения равны перед законом и не может какой-то господствующей религии или церкви. · В Российской Федерации все граждане имеют право на свободу совести – право выбирать то или иное вероисповедание, право распространять его, право жить согласно избранному исповеданию при соблюдении гражданских законов. · В Российской Федерации не допускается рознь и ненависть на религиозной почве, а так же пропаганда превосходства какой-либо религии. Эти принципы находят отражение в конституции в специальном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”, а так же в других законах и указах, статьи которых и положения связаны с религиозной сферой. В настоящее время законодательство о свободе совести продолжает формироваться и развиваться, и создаётся своя модель государственно-конфессиональных отношений.
Вопрос №31 Секуляризация как исторический и современный феномен
Секуляризация означает ослабление влияния религии и религиозных организаций на общественное и индивидуальное сознание, ограничение возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности. Эти процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, в разные эпохи, на разных континентах.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.) |