|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие чертыВ истории Римской империи можно выделить три основных периода, которые можно назвать и периодами развития религии: § ранний или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.); § Римская республика (V-I вв. до н.э.); § Римская империя (I-V вв. н.э.). Религии римлян присущи следующие характерные черты: § Синкретизм, обусловленный тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии; § этатизм и политическая ангажированность, впоследствии приведшие к возникновению культа императора; § сосуществование и противостояние государственных и родовых, семейных культов; § меньшая конкретность в понимании богов. Римляне обожествляют абстрактные понятия: справедливость, счастье и др. § Религиозное сознание. Первоначально во главе пантеона богов стоял Юпитер, помогали ему Марс (военные отношения) и Кверин (мирная жизнь). В конце царского периода, к VI в. до н.э., эта триада изменяется: помощниками Юпитера становятся Юнона и Минерва. Юнона олицетворяет чувственность, а Минерва — ум, разумное начало. На развитие религиозных представлений оказала влияние борьба между патрициями и плебеями, особенно обострившаяся в V в. до н.э. В результате этой борьбы помимо политических прав плебеи получили религиозные. Наряду с официально признанными богами, утверждается плебейская триада: § Церера (богиня плодородия, покровительница материнства, владычица подземного мира); § Либер и его женская параллель § Либера - олицетворяли животворящие силы природы. Кроме того, существовало еще очень большое количество богов, которых римляне, так же как и греки, делили на три категории: § уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады; § хтонические или подземные (например, Сатурн — бог урожая); § ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста -богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий: § Конкордия считалась богиней согласия; § Клементия — богиней кротости; § Виктория - богиней победы; § Либертос - богиней свободы. Кроме того, римляне обожествляли своих императоров и даже умерших родителей. По мере расширения Римской империи увеличивалось количество богов, поэтому происходило совмещение римских богов с иностранными, особенно греческими. Юпитер совмещается с Митрой и Зевсом, Венера — с Исидой и Астартой и т.д. Когда начались завоевания римлянами древнегреческих полисов, многие греческие боги были совмещены с римскими. В это время знаменитым древнеримским поэтом Виргилием была написана поэма «Энеида», в которой обосновывалось родство римлян и греков и излагалась священная история Рима. Кроме богов, римляне почитали демонов, прежде всего домашних, которые делились на группы: § пенаты (хранители домашнего очага и припасов); § лары (хранители нравственных устоев); § гении (дух мужчины, главы семьи). Наряду с добрыми демонами, существовали и злые. К ним относили ларвов и лемуров — злые души умерших. Эти демоны появляются в результате того, что человек не был захоронен согласно ритуалу и за это мстит живым. Мелкому обожествлению подвергались мельчайшие события в жизни человека: первый крик младенца, возвращение домой, хождение по улице и многое другое. Этим божествам посвящались определенные церемонии. Эволюция верований. Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами обычно исполняемыми, главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах. Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |