АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозные отношения и организации

Читайте также:
  1. E) религиозные нормы
  2. III.1. Гендерные отношения в сфере спорта высших достижений.
  3. Адаптация персонала организации.
  4. Административно-правового отношения
  5. Административно-правовые нормы и отношения
  6. Антибиотические отношения.
  7. Арабское население халифата: религия, право, отношения с христианами.
  8. Банковские правоотношения
  9. Билет №20 вопрос №2 Религиозные праздники и обряды
  10. Биотические отношения как основы формирования биоценоза.
  11. Биотические факторы среды. Взаимосвязи и взаимоотношения организмов.
  12. Бог и человеческие взаимоотношения

Всеми делами, связанными с богами и другими сверхъестественными существами, их жилищами, различными религиозно-правовыми проблемами, занимались жрецы. Однако только в очень немногих культах существовало жречество, занимавшееся исключительно этим. Таков был культ Весты. Его обслуживали шесть весталок, происходящих из лучших семейств Рима. В коллегию весталок они вступали в возрасте от шести до десяти лет и служили в течение тридцати лет. Первые десять лет юные весталки учились своей сложной науке. Вторые десять лет полностью отдавались служению Весте и внимательно следили за ее очагом. Последние десять лет они обучали свою смену. По истечении тридцати лет весталки прекращали служение богине и могли выходить замуж, но обычно не использовали это разрешение. Жили они все вместе в доме рядом с храмом Весты. Весталки пользовались большими привилегиями. В отличие от других женщин Рима они могли сами свободно распоряжаться своим имуществом и составлять завещания. Римляне чрезвычайно уважали весталок, на улице их сопровождала специальная свита, в театре они занимали почетные места, могли даже помиловать осужденных. Сами императоры оказывали весталкам различные знаки высочайшего уважения. Зато за нарушение своего обещания хранить непорочность весталку можно и должно было живой замуровать в гробнице. Весталку всегда можно было узнать на улице. Одета она была в длинное белое платье, подпоясанное особым поясом, и покрывало. Ее волосы заплетались в шесть косичек, которые как бы связывали жрицу с ее богиней, и были покрыты повязкой.

 

В большинстве же культов избранные на эту должность люди обычно становились жрецами пожизненно. Иногда жреческая должность передавалась по наследству или, во всяком случае, принадлежала определенному роду. При этом жрецы исполняли и другие, самые разнообразные общественные и государственные обязанности. Можно было быть жрецом и в то же время консулом (главой Римской республики), солдатом, откупщиком и т. п. Один человек мог быть жрецом нескольких культов. Жрецы обычно объединялись в коллегии. Высшей коллегией считалась коллегия понтификов. Понтифики следили за строгим соблюдением всех ритуальных предписаний, тщательное и точное выполнение которых римляне считали важнейшим условием достижения божественной милости. Они же выступали экспертами при решении различных религиозных вопросов, в том числе при введении новых культов, были хранителями всего, что относилось к религиозной сфере. Понтифики внимательно наблюдали за выполнением всех погребальных обрядов, за соблюдением требований заупокойного культа и необходимого срока траура. В ведении понтификов находился и календарь. Долгое время календарь в Риме оставался тайной понтификов, которые сами решали, какие дни благоприятны для тех или иных дел, в том числе созыва народных собраний или заседаний сената, а какие неблагоприятны. Даже после того как календарь опубликовали для всеобщего сведения, понтифики принимали решение, нужно ли в этом году вставлять в год дополнительные месяцы или дни. На деле это вело к продлению или, наоборот, уменьшению срока деятельности избранных должностных лиц. Только когда Цезарь провел календарную реформу, такая обязанность у понтификов отпала. Но они по-прежнему вели списки ежегодно избираемых должностных лиц и составляли «Главную летопись» Рима. В архиве понтификов хранились многочисленные записи самых разнообразных религиозных актов. Они толковали волю богов, проявлявшуюся в различных знаках, в их власти было решать, являются ли эти знаки существенными или несущественными, какие нужно принимать соответствующие меры и т. п. Следили они и за правильностью совершения жертвоприношений. Одним словом, все, что относилось к религии, входило в сферу их деятельности. Причем для принятия решения по любому вопросу было достаточно согласия трех понтификов, и для народа, и для сената, и даже, как уверяли римляне, для богов это было достаточно авторитетно. Для решения же чисто культового вопроса вполне авторитетным считалось мнение и одного понтифика. Понтификов было сначала девять человек, потом их число постепенно увеличилось до шестнадцати. Главой коллегии понтификов был верховный понтифик, являвшийся практически и верховным жрецом римского государства. В его обязанности входило внимательно следить за выполнением весталками всего, что они должны были делать, и наказывать их в случае невыполнения своего долга, поэтому его иногда называли понтификом Весты. Верховный понтифик обладал дисциплинарной властью над всеми остальными членами коллегии. Так, он мог наказать штрафом и жреца, не бывшего членом коллегии понтификов, но, по мнению верховного понтифика, совершившего то или иное религиозное преступление. Он (или по его поручению другой жрец) присутствовал при освящении храма или алтаря. Верховный понтифик на деле отвечал за всю религиозную сферу жизни Рима и его граждан. Когда умер последний верховный понтифик, избранный еще в республиканскую эпоху, император Август заставил избрать на эту должность самого себя. С этого времени верховными понтификами становились все римские императоры. Поскольку у них и без того было много дел по управлению империей, императоры поручали исполнение обязанностей верховного понтифика специально назначаемому ими человеку. Даже когда императоры приняли христианство, они еще долго оставались одновременно и верховными понтификами. Только император Грациан в 382 г. отказался от этого титула. Но сам титул не исчез. Вскоре верховными понтификами стали называть римских пап, и этот титул Папа Римский носит до сих пор, а правление того или иного папы и сейчас называется понтификатом. В состав коллегии понтификов входили также весталки, три старших фламина, двенадцать младших фламинов и так называемый «царь священнодействий». Особую группу среди понтификов составляли фламины, хотя они и не образовывали специальную коллегию и каждый по отдельности подчинялся верховному понтифику. Трое из них —фламины Юпитера, Марса и Квирина — считались старшими, а двенадцать остальных — младшими. Это были фламины Вулкана, Флоры, Карменты, Помоны, Цереры и некоторых других божеств.

В императорскую эпоху к ним были прибавлены также фламин обожествленного императора и фламиника императрицы. Главной обязанностью фламинов были жертвоприношения. Считалось, что для них каждый день — праздник, так что жертвы соответствующим богам они тоже приносили ежедневно. Кроме того, жертвы приносились богам во время их праздников. Наиболее чтимым среди фламинов был фламин Юпитера. Он руководил различными государственными празднествами, активно участвовал в очистительных действах, совершал обряд особо торжественного бракосочетания.

 

Кроме понтификов, в Риме существовали и другие жреческие коллегии. Одной из них была коллегия жрецов-фециалов, состоявшая из двадцати человек. Их первоначальной задачей было улаживать споры и восстанавливать справедливость в случае ее нарушения. Затем эти обязанности перенесли и на международные дела, они стали теперь заботиться о правильном заключении международных договоров и объявлении войны, о соответствии установленным правилам, о том, чтобы боги помогали римлянам в их справедливом деле. Не менее важной задачей фециалов являлось правильное объявление войны, потому что только правильное, т. е. сделанное по всем старинным правилам, объявление делало войну справедливой и обеспечивало римлянам покровительство богов. Жрецами бога войны были салии. Существовало две коллегии по двенадцать человек в каждой. В одну входили жрецы Марса, в другую — Квирина. Главной задачей салиев было во время праздников в честь воинственного бога под звуки военных рогов исполнять священный танец на три такта и петь уже непонятные современникам гимны в честь Марса или Квирина.

 

Для служения обожествленному императору создали новые должности жрецов — августалов. В самом Риме это была коллегия из двадцати одного человека, к которым присоединялись и некоторые члены императорского дома, в других городах и областях империи коллегии состояли из шести человек — они назывались севиры-августалы.

 

И жрецы, и остальные люди часто обращались к богам с различными молитвами. Они произносились как частными лицами, так и жрецами перед началом любого действия. Общественные молебствия всегда сопровождались музыкой, иногда танцами. Торжественные общественные молебствия совершались по решению властей и ради благодарности богам за успешное завершение войны или какого-либо другого деяния, а при императорском правлении — за здоровье или выздоровление императора и членов его семьи. Молитвы были составлены по раз и навсегда установленному образцу, и в них ни в коем случае нельзя было менять ни одного слова, ни одного жеста при произнесении. В противном случае не только молитва становилась недействительной, но и соответствующий бог или богиня могли разгневаться и жестоко наказать такого человека. Важно было также знать, к кому именно обращаться с мольбой ради той или иной цели, ибо боги, опять же, могли наказать молящегося не тому божеству. Разновидностью молитв служили разнообразные клятвы, которые римляне охотно приносили в знак верности своих утверждений или ради обещания честно выполнить долг. Такую клятву приносили должностные лица при вступлении в должность, присягу приносили также и воины. Во времена империи все ее жители присягали на верность новому императору. Целью всех этих молитв, клятв, заклинаний было добиться помощи богов в каждом деле, в исполнении любого желания. Боги же часто возвещали свою волю через особые знаки, вещий сон, явление птиц, различные чудеса, через внутренности жертвенных животных и т. п. Все знаки надо было правильно понять. Отсюда огромная роль суеверий и гаданий в жизни Рима. Многие из них были заимствованы римлянами у этрусков. В принципе гадать мог каждый человек, но были и специалисты, ибо во всех случаях важно было правильно истолковать божественный знак. Большую роль в жизни Древнего Рима играли гадания, к которым прибегали каждый раз, когда предстояло принять важное решение. Гадали по полету птиц — ауспиции, этим занимались авгуры и магистраты; по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, этим занимались гаруспики. Когда во внутренностях они находили что-то неблагоприятное, то жертвоприношение повторялось. Скептически настроенный Цезарь в последний день своей жизни получил несколько неблагоприятных результатов своих жертвоприношений (как уже упоминалось выше), но пренебрег ими и вошел в сенат для открытия очередного заседания, и был в самом его начале убит заговорщиками.

 

Служение богам (религиозная практика) выражалось главным образом в обрядах, в молитвах, в обетах и в жертвоприношениях. До известной степени сюда относятся также и праздничные игры и религиозные обряды в честь умерших.

Важнейшим видом богослужений были жертвоприношения. В далекой древности это были бескровные жертвы. Богу совершали возлияния водой, молоком, вином. Часто им приносили в жертву мед. Крестьяне жертвовали «первинки», т. е. первые плоды только что собранного урожая — фрукты и овощи, оливы и хлебные колосья. Такой вид жертвоприношений использовался на протяжении всего времени существования римской религии. Частью праздников являлись пиршества, связанные с общественными молениями. Все свободные жители выходили с праздничными венками на головах и в торжественной процессии шли к храму, около которого под руководством жрецов возносили молитвы соответствующему божеству, либо благодаря его за оказанную помощь, либо умоляя отвратить ту или иную беду. Потом выносились специальные ложа, на которых находились статуи богов. В период суровых испытаний во время войны с Карфагеном римляне устроили подобное пиршество, продолжавшееся три дня, в нем участвовали боги, расположенные попарно на своих ложах: Юпитер и Юнона, Нептун и Минерва, Марс и Венера, Аполлон и Диана, Вулкан и Веста, Меркурий и Церера. Все собравшиеся римляне, не только горожане, но и сельчане, молились богам, угощали их и сами участвовали в пирах. В честь Юпитера регулярно устраивался особый священный пир, в котором принимали участие все сенаторы. Важной частью римского религиозного культа были различные игры, которые римляне очень любили. Некоторые из них уже фактически оторвались от своей религиозной основы и стали чисто зрелищными. Таковы и гладиаторские игры. Наиболее древними считались Римские, или Великие, игры, введенные царем Тарквинием Древним, отмечаемые в сентябре.

+специальные обряды, связанные с рождением, браком, смертью

Таким образом, в Риме практически вся жизнь была связана с религиозным культом. Культовые действия и почитание тех или иных богов сопровождали человека от рождения до смерти, без них не мыслились никакие трудовые действия и общественные деяния, и само время во многом определялось культом.

 

Древние римляне считали, что сначала был лишь темный и безграничный Хаос, в которому ничего не существовало, даже времени. Из Хаоса возникла земля, и родила горы, леса, реки, животных и людей. В то же время из Хаоса появились первые боги. Среди них был и обладатель времени Сатурн. По представлениям римлян, именно он ведет отсчет жизни, благодаря ему растет все живое, меняются времена года. Сначала римляне поклонялись Сатурну как единому богу. В его честь проводились Сатурналии - праздники, во время которых римляне менялись местом с рабами. Этим они показывали, что перед богом все люди равны. Считалось, что у Сатурна стояли две чаши. Одна из них была наполнена счастьем, а другая бедствием. Бог изливал, по собственному желанию, содержимое чаши на головы людей…


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)