|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 3. Теоретическая философия. 3.1. ОнтологияОнтология – раздел философии, рассматривающий бытие, существование Бытие - существование само по себе; категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии «Что первично материя или сознание?». Бытие в философии получило двоякое трактование. 1) «Чистое бытие» – это существование, взятое само по себе, в отвлечении его от всех его конкретных признаков. 2) Бытие также может пониматься как субстанциальное бытие, то есть бытие, обусловленное образованием объекта из субстанции, в данном случае оно обладает определенными, присущими ему признаками. Возможность – потенциальная форма бытия Вероятность - количественная мера возможности Материя («материя» с греч. - дерево, строевой лес, из которого древние греки мастерили свои корабли) – объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им Мир – совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии. Понятие «мир» широко употребляется для обозначения отдельных частей Вселенной (звездные миры); Земли и процессов, явлений, характеризующих ее как целое; отдельных областей жизни и ее проявлений (внутренний мир человека, мировое сообщество). Атрибут материи – такое свойство, без которого материальный объект не может существовать. Атрибуты м.: системность, движение, пространство, время, качество, количество и т.д. Атрибуты м. отражаются в философских категориях, но не тождественны им: атрибуты существуют объективно, а категории (понятия, отражающие всеобщее) – в познании и сознании, хотя и то, и другое могут обозначаться одним словом. Материальное бытие – мир физических состояний. Оно существует объективно, независимо от воли и сознания людей (ЛВ: согласно материалистическим концепциям). Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей субстанции. Материя как субстанция (в материализме) несотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна. Идеализм – направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия. Основными формами идеализма являются объективный идеализм (за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, Бог) и субъективный идеализм (реальность – плод духовного творчества индивида). Объективный идеализм высшим родом бытия признает духовную реальность Солипсизм – представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта. Солипсизм чреват опасностью суждения, что вещи, возникшие благодаря восприятию, с исчезновением воспринимающего субъекта и прекращением восприятия также исчезают. Субстанция – первооснова, первопричина и носитель всего существующего Монизм – фил.уч.-е, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений первоначальн. субстанции. Плюрализм – фил. напр.-е, утверждающее, что мир состоит из множества независимых и несводимых друг к другу субстанций В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция относится к плюрализму Дуализм – фил. уч.-е, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется Сущность – внутрен. содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия Явление – сущность в ее существовании. Качество – существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. В настоящее время категорию качества определяют с помощью понятия свойства. Есть существенные и несущественные свойства. Совокупность существенных свойств предмета и есть его качество. Движение – философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Движение – это изменение вообще. Изменение – состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое. Развитие – это процесс, характеризующийся изменением качества. Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Развитие – направленные, необратимые качественные изменения системы. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является противоречие. С позиций диалектического материализма источником движения является противоречие. Метафизика1. – учение о сверхприродной или сверхчувственной реальности (о Боге, душе и т.д.). Согласно Ньютону, Бог сотворил мир как механизм и совершил божественный первотолчок. Мир не развивается. Отсюда возникает второе представление о метафизике. Метафизика2. (как модель развития) абсолютизирует устойчивость. М/ф считает развитие циклическим, повторяющимся процессом. Диалектика появилась как оппозиция метафизике. Исторически между этими методами мышления и моделями развития шло противостояние. Метафизика абсолютизировала устойчивость и цикличность, а диал. считала основой развития противоречие. Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются всеобщая связь и развитие Всеобщая связь выражается в единстве и целостности бытия, включающего в себя все проявления действительности. Согласно принципу развития все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном диалектическом развитии. Диалектико-материалистическая онтология отказывается от понятия «чистое бытие», или «бытие вообще», – абстракции, которая является предметом рассмотрения в метафизических концепциях и объективном идеализме. Материализм признает материальное и духовное, объективное и субъективное бытие, понимая второе как отражение первого. Отсюда следует, что понятие «бытие» в конечном счете означает бытие материи, а оно всегда конкретно, обладает атрибутами движения, пространства и времени. Существует не бытие как таковое, а бытие чего-либо – природы, культуры, человека, общества. Основными характеристиками пространства являются трехмерная структура и обратимость Время – длительность и последовательность сменяющих друг друга событий. Время течет из прошлого через настоящее в будущее. Специфическим свойством времени является необратимость. Реляционная концепция пространства и времени – это концепция, согласно которой пространство и время понимались как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Изотропность – равноправность всех возможных направлений пространства Жизнь – бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека). Синтез – «новый этап развития в диалектике». Синтез есть объединение всего того, что было на предыдущих этапах, и повтор на высшей ступени характерных черт, структуры исходной ступени. Детерминизм – учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира Индетерминизм – позиция, согласно которой отрицается всеобщий характер причинности. В крайней форме индетерминизм отрицает причинность вообще. Закон (возрастания) энтропии – всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу Эволюция – процесс развития, обусловленный определенными детерминирующими факторами и подчиняющийся определенным законам Самоорганизация – с пособность сложной системы видоизменять свою структуру; спос-сть к усложнению порядка без специфического влияния извне. Синергетика – междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем. В создании этого научного направления внесли вклад И. Пригожин, Г. Хакен и др. Первоначально оно решало проблемы точных и естественных наук, используя их методологический аппарат. Но впоследствии синергетика стала претендовать на решение проблем социальных и гуманитарных наук, по-прежнему используя методологию естественных наук, что вызывает в научном мире серьезные возражения. Форма движения, характерная исключительно для человека и групп людей, называется социальной. Социальное движение возникает в результате взаимодействия человека с другим человеком, социальной средой, общественными институтами и т.п. Политическое пространство – реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |