АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Произношение гласных под ударением и произношение безударных гласных

Читайте также:
  1. Гласные звуки и их артикуляционные признаки. Фонетические законы в области гласных.
  2. Изменение согласных в потоке речи (ассимиляция, диссимиляция, аккомодация).
  3. Классификация гласных звуков по степени и месту подъёма языка, лабиализации.
  4. Классификация согласных
  5. Обозначение на письме твердости - мягкости согласных.
  6. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных
  7. Передвижения согласных
  8. Позиционные изменения и позиционная мена согласных звуков в современном русском языке.
  9. Понятие фонетической позиции и позиционной мены звуков. Позиционные изменения и позиционная мена гласных звуков современного русского языка.
  10. Произношение групп согласных
  11. Произношение некоторых аббревиатур

ФОНОЛОГИЯ.ОРФОГРАФИЯ. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Тема: РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ. КРЗМ № 2.

План.

1. Понятие об орфоэпии. Основные правила русского литературного произношения.

1. Произношение гласных под ударением и произношение безударных гласных.

2. Произношение отдельных согласных звуков.

3. Произношение групп согласных.

4. Произношение некоторых грамматических форм.

5. Произношение некоторых аббревиатур.

6. Особенности произношения иноязычных слов.

7. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.

8. Развитие русского литературного произношения.

Вопросы

1. Что изучает орфоэпия? Какие значения имеет слово орфоэпия?

2. Что отражают основные правила русского литературного произношения?

3. Что охватывают орфоэпические правила?

4. Когда произносится на месте букв а, я гласный [а]?

5. Когда звучит на месте букв э и е гласный [э]?

6. Когда гласный [о] произносится на месте букв о и ё?

7. Как звучат гласные [о] и [а] без ударения?

8. Как обозначается первый предударный слог в транскрипции?

9. Как обозначаются в транскрипции и произносятся остальные безударные гласные [о] и [а] в словах?

10. Как записываются в транскрипции гласные [ о ] и [а] в абсолютном начале слова?

11. Как произносится гласный [а] в первом предударном слоге после твердых шипящих [ж], [ш], [ц]?

12.Какой звук произносится после мягких согласных на месте [э] и [а] в первом предударном слоге?

13. Какой звук произносится в остальных безударных слогах на месте [э] и

[а]?

14. После каких согласных употребляются звуки [и] и [ы]?

15. Как произносятся в абсолютном конце слова после мягких согласных [а] и [э]?

16. Как произносится в русском языке согласный [г] в начале слова и на конце?

17.В каких случаях фрикативный звук [у] произносится в русском литературном языке?

18. Как произносятся звонкие согласные на конце слова?

19. Как произносятся глухие согласные перед звонкими и звонкие перед глухими?

20. Какими являются звуки [ж], [ш], [ц] в русском языке?

21. Звук [ч] в русском языке всегда какой?

22. Различаются ли в русском языке звуки [р] и [р']?

23. Какие согласные смягчаются перед [j] и [й] внутри корня и на стыке корня и суффикса?

24. Смягчаются ли перед [j] приставки в- и с-, не образующие слога?

25. Как произносится зубной [н] перед [т'], [д'], [н'], [ч'], [ш']?

26. Как произносятся сочетания [сш], [зш] на стыке морфем, а также на стыке предлога и следующего слова?

27. Какой звук произносится на месте сочетаний [зж], [сж], [жж]?

28. Как произносятся сочетания [тч], [дч] в словах?

29. Как произносятся сочетания [тц], [дц]?

30. Как произносятся сочетания [тс], [дс] перед согласными на стыке корня и суффикса, а также в конце слова?

31. Как произносится сочетание [чн] в словах русского языка?

32. Как произносится сочетание [чт]?

33. Все ли звуки произносятся в словах, которые содержат сочетания согласных [стн], [здн], [стл], [стск], [вств], [рдц], [лнц], [нтск], [ндск]?

34. Какой согласный звук произносится в окончаниях родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных, причастий и местоимений?

35. Как произносится постфикс -ся (-съ) в глагольных формах 3-го лица единственного и множественного числа и в инфинитиве после т, тъ?

36. Как произносится постфикс -ся (-съ) в глагольных формах после гласных и согласных (кроме т, тъ)?

37. Сохраняется ли согласный звук [ш] в формах 2-го лица единственного числа перед постфиксом -ся?

38. Как произносятся аббревиатуры в современном русском языке?

39. Всегда ли аббревиатуры произносятся в соответствии с алфавитными названиями букв?

40. Как произносятся слова иноязычного происхождения, которые вошли в общенародный русский язык?

41. Как произносится гласный [э] в начале слова или слога в безударном положении в иностранных словах?

42. Какие искажения встречаются иногда при произношении иноязычных слов?

43. Все ли русские слова имеют подвижное ударение?

44. Может ли ударение переходить с имени существительного на служебное слово?

45. Может ли ударение выполнять смыслоразличительную функцию в словах русского языка?

46. Зачем нужна правильная постановка словесного ударения?

47. Как складывались произносительные нормы русского литературного языка?

48. Каковы причины отклонения от орфоэпических норм?

Задания:

1. Изучите и законспектируйте приведённый ниже материал.

Общение людей осуществляется с помощью письменной и устной речи. В письменной речи для быстроты и легкости понимания необходимо единство орфографических правил. В устной речи для той же цели требуется единство орфоэпических правил.

Орфоэпия (от греч. orthos 'прямой, правильный' и epos 'речь') представляет собой совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее нормам литературного языка. Слово "орфоэпия" употребляется и в ином значении. Это наука о русском языке, изучающая правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, отдельных слов, их грамматических форм, а также закономерности постановки ударения.

Орфоэпия имеет большое значение в жизни народа. При правильном, единообразном произношении люди быстрее понимают друг друга, облегчается общение между ними. Поэтому привитие навыков правильного произношения - одна из задач школы и учителя, особенно важно это при обучении РКИ в иностранной аудитории.

В наши дни, когда русский язык стал языком межнационального общения народов СНГ и одним из важнейших мировых языков мира, особое значение приобретает усвоение правильного литературного произношения русского языка.

Общие правила (нормы) орфоэпии отражают действующие в фонетической системе русского языка законы изменения фонем в различных позициях. Основные правила русского литературного произношения - это практические выводы из теоретического описания фонетических явлений, из реально наблюдаемых общих фонетических закономерностей и наиболее устойчивых явлений. Они формулируются в соответствии с теорией фонетики, представляя собой как бы прикладной вариант этой теории. Орфоэпические правила охватывают произношение отдельных звуков, их сочетаний, некоторых грамматических форм и заимствованных слов.

Произношение гласных под ударением и произношение безударных гласных

Гласный [а] произносится под ударением на месте букв а, я: рана - р[а]на, жалость - ж[а]лостъ, поляна - по[л'а]на, мята - [м'а]та.

Гласный [э] звучит под ударением на месте букв э и е: поэтому - по[э]тому, песня - [п'э]сня, шесть - [шэ]стъ.

Гласный [о] произносится под ударением на месте букв о и ё: батон - бат[о]н, любовъ - люб[о]въ, зелёный - зе[л'о]ный.

Иногда в живой речи ударный [э] неправильно заменяют звуком [о]. Надо произносить: леска - [л'э]ска, оседлый - о[с'э]длый, слежка - с[л'э]жка, хребет - хре[б'э]т, современный - совре[м'э]нный и др.

Ударный [о] часто ошибочно подменяют звуком [э]. Надо произносить: манёвры - ма[н'о]вры, осётр - о[с'о]тр, блёклый - б[л'о]клый, безнадёжный - безна[д'о]жный и др.

После согласных [ж], [ш], [ц] на месте буквы и следует произносить [ы]:
жидкий - [жы]дкий, шишка - [шы]шка, цифра - [цы]фра.

Для русского литературного произношения характерно умеренное аканье: в
безударных слогах гласные [о] и [а] совпадают в звучании. В первом
предударном слоге произносится звук, близкий к [а], но несколько более заднего
образования. От [а] и [о] ударных он отличается краткостью, меньшей
продолжительностью артикуляции, неогубленностью, в транскрипции
обозначается знаком [Л]: дома - д[К]ма, валы - в[Л]лы, пары - п[Л]ры, вода -
в [Л] да.

В остальных безударных слогах [о ] и [а] редуцируются, т.е.
произносятся с еще меньшей отчетливостью, чем в первом предударном
слоге. На месте [а] и [о] слышится звук, средний между [ы] и [а], в
транскрипции обозначается знаком [ъ]: паровой - [пърЛвой], дороговизна -
[дъръгЛв'йзнъ], скоро - [скоръ], выговор - [выгъвър].

В абсолютном начале слова независимо от положения по отношению к
ударению (в любом безударном слоге) всегда произносится гласный [Л]:
огород - [ЛгЛрот], острова - [ЛстрЛва], аркан - [Лркан].

Если перед словами, начинающимися с [а] и [о], нет паузы, то в потоке
речи вместо этих гласных появляется редуцированный звук: в огороде -
[воъгЛрод'ъ], с оркестром - [сиЛрк'эстръм].

На стыке морфем иногда оказываются два гласных звука. Тогда на месте
сочетаний <аа>, <ао>, <оа>, <оо> произносятся два близких к [а] звука в
безударной позиции: заалел - [зЛЛл'эл], пообедатъ - [пЛЛб'эдът'],
по-английски - [пЛЛнгл'ийск'и].

Гласный [а] в первом предударном слоге после твердых шипящих [ж], [ш],
[ц] произносится как [Л]: шалаш - [шЛлаш], жара - [жЛра]. В других
безударных слогах после [ж], [ш], [ц] произносится редуцированный [ъ]:
шаловливый - [шълЛвл'ивъй], жалюзи - [жъл'уз'м], палъца - [пал'цъ].

После мягких согласных на месте [э] и [а] в первом предударном слоге
произносится [иэ]: десяток - [д'иэс'атък], веселъе - [в'иэс'элУъ], рябина -

[р'иэб'инъ], часы - [ч'иэсы]. Такое произношение безударных гласных [э], [а]
после мягких согласных в первом предударном слоге называют иканьем.

В остальных безударных слогах на месте [э] и [а] произносится
редуцированный [ь]: деловитый - [д'ълЛв'итъй], выделка - [выд'ълкъ],
плясовая - [пл'ъсЛва]'ъ], очароватъ - [Лч'ърЛват'].

После [ж], [ш], [ц] на месте [э] в первом предударном слоге произносится
звук [ыэ]: жена - [жыэна], шестой - [шыэстой], цеха - [цыэха]. В других
безударных слогах после [ж], [ш], [ц] на месте [э] произносится
редуцированный [ъ]: шерстяной - [шърс'т'Лной], жестяной -

[жъс'т'иэной], целиком - [цъл'иком].

Звук [и] употребляется только после мягких согласных, в первом
предударном слоге произносится короче, чем под ударением. Ср.: лист - [л'ист]

и листва - [л 'иства].Во всех остальных слогах произносится кратко: листопад - [л'истЛпат], степи - [с'т'эп'и].

Звук [ы] употребляется только после твердых согласных. В XX в. сначала в разговорной речи, а затем, примерно с середины века, и в нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ы] в неконечном и конечном закрытом слоге распространилось произношение [ъ], ставшее в настоящее время господствующим: опыты - [опъты], вымыл - [вымъл], новые - [новъ]ъ]. В последнее время в нейтральном стиле стал возможен [ъ] и в предударных слогах, кроме первого предударного: выходитъ - [въхЛд'итг], бытовой - [бътЛвой], сыроват - [сърЛват].

В составе фонетического слова на стыке служебного и знаменательного слова (под ивой, мрак и свет), а также в речевом потоке на стыке двух знаменательных слов (сын Игоря) происходит изменение [и] в [ы] после твердых согласных: [пЛдиывъй], [мракиыисв'эт], [сыниыгър'ъ]. Такое же изменение наблюдается внутри слова на стыке приставки и корня. Это фонетическое явление находит в последнем случае отражение на письме: сыгратъ, безымянный.

Звук [у] употребляется после твердых и мягких согласных, в безударных слогах произносится более ослабленно по сравнению с ударными, но качественно не меняется: луг - [лук], бумага - [бумагъ], землю - [з'эмл'у], люблю - [л 'убл 'у].

В абсолютном конце слова после мягких согласных [а] и [э] произносятся как редуцированный [ь]: доля - [дол'ъ], поле - [пол'ъ], спелая - [с'п'элъ]ъ], новые - [новъ]ъ].


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)