|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие русского литературного произношенияПроизносительные нормы русского языка складывались в процессе его исторического развития. Их основу, по мнению ученых, составляет московское произношение. Москва, будучи экономическим и культурным центром России, занимала территорию на границе между северными и южными говорами. Все это привело к тому, что к XVII в. московская речь, объединившая в себе особенности северного и южного наречий русского языка, стала восприниматься как образцовая. Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры страны и во второй половине XIX в. приобрели характер национальных орфоэпических норм, многие из которых остались неизменными до настоящего времени. Орфоэпические нормы не являются чем-то застывшим, раз навсегда установленным и неизменным. Произношение меняется от поколения к поколению. Изменились произносительные нормы и в течение нескольких последних десятилетий. Изменения в произношении ведут к наличию в орфоэпической системе произносительных вариантов. Эти варианты бывают чаще всего связаны с различными стилями произношения. Выделяют три произносительных стиля речи: книжный, разговорный, нейтральный. Книжный стиль (полный) используется при чтении лекций, в докладах, в радио- и телепередачах. Здесь строго соблюдаются орфоэпические нормы, не рекомендуется допускать произносительные варианты. Разговорному стилю (неполному) свойственна сильная редукция гласных, иногда даже пропуск целых слогов; значительно более ярко выражено ассимилятивное смягчение согласных. Разговорный стиль характеризуется более быстрым темпом и естественно меньшей тщательностью артикуляции звуков. Нейтральный стиль является как бы промежуточным между двумя названными. Этим стилем мы практически пользуемся наиболее часто. При изложении орфоэпических норм были указаны нормы, свойственные нейтральному стилю речи. Границы между произносительными стилями нечетки, взаимопроницаемы, и поэтому в одном и том же высказывании могут быть обнаружены произносительные элементы, свойственные различным стилям. Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Однако эти нормы могут нарушаться. Каковы же причины отклонения от орфоэпических норм? 1. Источником отклонения от орфоэпических норм являются прежде всего местные говоры. Под их влиянием нередко появляются новые варианты произношения, проникающие в разговорный, а затем и в нейтральный стиль. Например, [ж] в корнях слов теперь все чаще произносится твердо: езжу - [/эжу], вожжи - [вожы]. Такое произношение поддерживается рядом говоров северного и южного наречий. Старомосковскому произношению был свойствен в указанном положении звук [ ж']: [/э ж 'у], [вож 'и]. 2. Не менее важным фактором, оказывающим влияние на произношение, является орфография. Русское письмо, будучи в своей основе морфологическим, далеко не всегда соответствует произношению. Мы пишем нарочно, тихого, что, возчик, а произносим [нЛрошнъ], [т'йхъвъ], [што], [во ш 'ик]. Под влиянием письма появляется побуквенное произношение, приводящее не только к нарушению орфоэпических норм, но и к возникновению допустимых вариантов. Так, постфикс -ся (-съ) в глаголах после гласных и согласных, кроме [т], произносится в настоящее время мягко: училисъ [уч'йл'ис'], учился [уч'йлс'ъ]. Употребление твердого постфикса -ся (-съ) было свойственно старомосковскому произношению и сейчас сохраняется только в речи коренных москвичей старшего поколения и на сцене московских театров. Прилагательные и глаголы с основой на заднеязычные согласные под влиянием орфографии стали произноситься в соответствии с написанием: глубокий - [глубок'ий], долгий - [долг'ий], вскакиватъ - [фскак'ивътг], запихиватъ - [зЛп 'йх'ивът']. Таким образом, нормы современного русского произношения представляют собой сложное явление. Одни из них имеют непосредственное отношение к фонетической системе. Такие нормы обязательны для говорящих, нарушение их разрушает эту систему. Другие нормы подвергаются изменениям в процессе развития языка. Эти изменения могут не приниматься или приниматься обществом. Если они принимаются, то постепенно приводят к появлению вариантов литературной нормы, а затем к укреплению новой нормы произношения. В развитии современного русского произношения в настоящее время наблюдаются такие тенденции: упрощение сложных орфоэпических правил; устранение местных произносительных особенностей; сближение произношения с письмом. Для изучения орфоэпических норм большое значение имеет книга Р.И. Аванесова "Русское литературное произношение", в которой рассмотрены все основные черты современного литературного произношения, основные тенденции его развития, прогрессирующие и отмирающие. Дополнением к этому пособию служит словарь-справочник "Русское литературное ударение и произношение" под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова, а также словарь-справочник "Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка" под редакцией К.С. Горбачевича. 2. Прочитайте слова. Затранскрибируйте их. Обратите внимание на качество звуков [а], [о] в зависимости от ударения. Борьба, проспект, плохой, большой, понять, просить, готовить, поверить, подарить, коротко, зеркало, яблоко, облако, ответ, отряд, обмануть, обратить, остановить, освободить, образовать, трактор, кондуктор, организатор, дорогой, золотой, проводить.
3. Прочитайте слова. Затранскрибируйте их. Обратите внимание на качество звуков, графически обозначенных буквами е, ё, я. Зелёный, весёлый, лесок, беседа, мясной, грязнуля, мячи, тяжёлый, вязать, пятно, делегация, очередная, серебро, вечер, дерево, восемь, зелень, пятачок, девять, пятьдесят, рядовой, пятерых, женатый, единственный, посвятить, заявить, тяжело, передать, деревья, заявка, военный, заехать, ёмкий. 4. Расставьте ударения и, где нужно, напишите е, где нужно, - ё. Афера, белесый, блеф, бытие, гололед, гололедица, желчь, зацветший, маневр, одноплеменный, опека, оседлый, поблекший, привезший, принесший, разноплеменный, разношерстный, склеп, слежка, современный, хребет, шлем, шедевр, местоименный, пригрезиться, издевка, безнадежный, решетчатый, оглашенный, истекший, одновременный, приземистый, ушедший, забредший, тверже, пересек, совершенный, щедрый, житье-бытье, шерстка, щелка.
5. Затранскрибируйте данные сочетания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |