|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реформы Диоклетиана
К концу III в. разные слои господствующего класса Римской империи, напуганные экономическим кризисом и вторжениями варваров, временно сплачиваются вокруг императорской власти. В такой обстановке к власти пришел Диоклетиан, иллириец по происхождению, выдвинутый армией.
Диоклетиан (284—305) создал новую форму правления — доминат. Ее название происходит от слова dominus—«господин», как приказал именовать себя Диоклетиан. Фактически уже с начала III в. принципат сменился военной монархией, но формально считалось, что он сохраняется. Диоклетиан покончил с ним. Императорская власть обожествлялась и приобрела откровенно монархический характер. При дворе был введен пышный и сложный церемониал по примеру персидского царского двора. Это до некоторой степени ограждало императоров от покушений, столь частых в III в. Все граждане Империи считались подданными императора.
Поскольку события III в. показали, что одному правителю невозможно охватить своим надзором всю Империю, была создана тетрархия, т. е. четверовластие. Диоклетиан разделил Римскую империю для удобства управления на две части — западную и восточную. Себе он взял восточную половину и сделал своей резиденцией г. Никомедию на северо-западном побережье Малой Азии, а своему соправителю Максимиану поручил управлять западной половиной Империи с резиденцией в Медиолане (Милан) в Северпой Италии. Диоклетиан и Максимиан приняли титулы августов. Каждый август получил себе помощника-заместителя, который стал называться цезарем. Цезарем Диоклетиана стал Галерий, ставка которого находилась на Дунае. Цезарем Максимиана стал Констанций Хлор, ставка которого располагалась на среднем Рейне. Августы женили цезарей на своих дочерях и обязались через 20 лет возвести цезарей в сан августов и удалиться в частную жизнь. В спорных вопросах решающее слово принадлежало Диоклетиану как старшему августу, Предлагалось, что тетрархия обеспечит централизацию власти $ в то же время оперативность управления.
В 296 г. было отменено существовавшее со времени Августа отдельное управление Египтом, считавшимся личным поместьем императора, и Египет был включен в общую административную систему.
В 297 г. вся Империя была разделена на 12 диоцезов, которые, в свою очередь, делились на провинции, причем число провинций достигло 101. Размеры провинций уменьшились по сравнению с прежними, что ослабляло наместников, но в то же время увеличивало число чиновников, так как каждый наместник имел свой бюрократический аппарат. Важнейшей функцией наместников стал сбор налогов.
Диоклетиан начал военную реформу. В связи с нехваткой наемников-добровольцев из римских граждан он обязал крупных землевладельцев поставлять рекрутов из числа обитателей их поместий. Служили в армии и поселенные на римской территории варвары-наемники, которые назывались limitanei, gentiles, laeti. Кроме того, па военную службу все чаще принимались целые отряды варваров, так пазываемых федератов. В связи с упадком в Империи товарно-денежных отпошепий армия, а также чиновники были в значительной степени переведены на натуральное довольствие.
Увеличение армии и бюрократического аппарата, содержание пышного императорского двора и раздачи городскому люмпен-пролетариату требовали больших средств. Они всегда выкачивались государством из трудящегося населения в виде налогов, пошлин и чрезвычайных поборов в денежной и натуральной форме. Для ранней Империи было характерно многообразие па-логов, причем большую роль играли косвенные налоги, т. е. скрытые, включавшиеся в цену товаров, государство же изымало эти средства у купцов в виде торговых пошлин. Прямые налоги, например поземельный, существовали и в ранней Империи, но их удельный вес в общей сумме государственных доходов был сравнительно невелик.
С упадком торговли, с обесцениванием денег косвенные налоги теряют свое значение. На первое место выдвигаются прямые налоги — поземельный и подушный. Была проведена перепись населения Империи, и все, за исключением жителей города Рима и приписанной к нему округи, были обложены прямыми налогами: сельское население — поземельно-подушным; горожане, не имевшие земельных владений,— подушным.
Основой податной системы, созданной Диоклетианом и его преемником Константином, стала собиравшаяся ранее нерегулярно подать, которая теперь взималась преимущественна в натуральной форме. При ее исчислении учитывалось количество и качество земли, производимая продукция, близость к торговым путям. Такая единица измерения налога называлась jugum («упряжка»). Учитывалась при налогообложении и рабочая сила: рабочая сила раба приравнивалась к рабочей силе свободного, рабочая сила двух женщин — к рабочей силе одного мужчины. Рабочую силу человека называли caput («голова, человек»). Налоговая система в целом носила название jugatio-capitatio. Налогообложение пересматривалось сначала через каждые пять, потом через каждые пятнадцать лет. Наряду с анноной существовали и налоги в денежной форме; ими облагались сенаторы, купцы и городские ремесленники.
За поступление налогов с городов и городских земель отвечали городские советы — курии. Это привело к тому, что муниципии превратились из организаций свободных граждан в органы эксплуатации их государством. Сельские общины попали в подобное положение еще раньше. Близился конец древности с присущими ей общинами свободных граждан. За поступление налогов с сельского населения, проживавшего на экзимированных территориях, отвечали земельные магнаты, что вело к усилению зависимости от них крестьян.
Поскольку предполагалось, что рост цен вызван лишь спекуляцией, в 301 г. был издан эдикт о ценах, установивший максимальные цены на тысячу товаров, на транспортные перевозки и максимум наемной заработной платы. Цены и оплата труда были приняты такие, какие действовали к этому времени в восточной части Империи, менее затронутой экономическим кризисом. Нарушение эдикта грозило смертной казнью, но, несмотря на это, он вскоре перестал действовать.
При Диоклетиане было подавлено восстание багаудов в Галлии, происходившее в 283—285 гг. Это было крестьянское восстание, вызванное разорением народных масс варварскими вторжениями, междоусобицами магнатов и претендентов на императорскую власть, злоупотреблениями чиновников. Сельские плебеи и колоны поднялись на вооруженную борьбу против крупных землевладельцев и имперских властей. Они провозгласили своих вождей Аманда и Элиаиа императорами, что свидетельствует о д с пытке восставших отложиться от Империи. Не исключено, что к восставшим присоединялись и рабы. По сообщению источников, багауды опустошали поля и нападали на многие города, но ни одного из них, по-видимому, не взяли. Очевидно, они не пользовались поддержкой в городах. Диоклетиан был вынужден послать против багаудов войска под командованием своего соправителя Максимиана. После подавления этого восстания багаудов о них нет известий до начала V в., когда «борцы» (как толкуют слово багауды) вновь заявят о себе не только в Галлии, но и в Испании, причем их движение примет более широкие размеры.
В период правления Диоклетиана была возвращена под власть Рима Британия; отражены нападения германцев, вторгавшихся в Галлию; пленных варваров обращали в рабство или селили на императорских и сенаторских землях в качестве колонов. Вопрос о судьбе пленных варваров относится к числу дискуссионных: по решению одних ученых, преобладало обращение их в рабов, по млению других — обращение в колонов.
После 20 лет правления Диоклетиан отказался от власти и, заставив Максимиана поступить так же, удалился на покой. Между его преемниками началась борьба за единоличную власть.
Константин I (306—337), сын Констанция Хлора, истребил или пережил всех остальных претендентов на власть, уничтожил тетрархию и стал единоличным правителем Римской империи. Доминат оформился при нем в самом полном виде. Константин продолжил и завершил реформы Диоклетиана, по в некоторых вопросах отошел от его политики.
Тетрархия была отменена, по оправдавшее себя территориальное делепио Империи на диоцезы и провинции сохранилось. К 12 существующим диоцезам добавились еще 2, число провинции было доведено до 117. Основой административного деления Константин сделал существовавшие еще при Диоклетиане четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, причем территория префектур была расширена. Лишь три провинции (Ахайя, Африка и Азия) были оставлены вне префектур и по-прежнему управлялись проконсулами. Высшая гражданская власть в префектуре принадлежала префекту претория, которому подчинялись викарии диоцезов. Префекты подчинялись непосредственно императору. Военных функций они не имели, так как при Константине гражданская власть была окончательно отделена от военной.
Константин завершил реформу армии. В эпоху принципата основные военные силы располагались вдоль границ. Константин разделил поиска на пограничные и полевые. Пограничные постоянно находились па определенных участках границы; полевая армия размещалась внутри страны и в любое время могла быть направлена для отражения внешнего врага, подавления очередного узурпатора или народного движения. Полевая армия — главный стратегический резерв Империи — к середине IV в. составила половину всех ее вооруженных сил. Большую часть римской армии составляли варвары и потомственные воины. Главным родом войска оставалась пехота, и только после разгрома римлян готами в битве под Адрианополем в 378 г. Империя вынуждена была увеличить удельный вес конницы в своей армии путем привлечения наемных варварских конных отрядов.
Высшие военачальники назывались magistri militum. Один из них командовал пехотой, другой — конницей. Со времени правления Констанция (337—361) в каждой префектуре стало два таких военачальника. Пограничными войсками на отдельных участках границы командовали особые полководцы — дуки (duces).
В 330 г. Константин перенес столицу из Италии на Восток. Это было вызвано тем, что в IV в. западная половина Империи пришла в экономический упадок; хозяйство же восточных провинций оставалось на более высоком уровне. Экономический центр Империи переместился на Восток, поэтому Рим утратил значение и политического центра. Кроме того, навсегда покидая Рим, Константин подчеркивал разрыв со старыми политическими традициями и окончательное утверждение домината — деспотической власти императора. Новой столицей Римской империи стал древний греческий город Византии, расположенный на европейском берегу пролива Босфор между Эгейским и Черным морями. Византии был переименован в Константинополь, т. е. город Константина (ныне Стамбул). Место для столицы было выбрано удачно: город расположен на перекрестке военных и торговых (морских и сухопутных) дорог, он имел выгодное стратегическое положение, занимая возвышенность, обращенную одной стороной к бухте Золотой Рог. В новой столице велось большое строительство. Среди прочих сооружений Константин строил здесь и христианские церкви, и языческие храмы. Население Константинополя быстро росло и достигло уже к концу IV в. 100 тыс., а к концу V в.— 150 тыс. жителей.
В IV в. проявилась тенденция к закреплению законодательным путем колонов, ремесленников, солдат и куриалов для обеспечения сельского хозяйства и ремесла рабочей силой, армии — солдатами, государства — налогами.
В 332 г. указом Константина были прикреплены к земле колоны: их лишили права перехода из одного имения в другое. Беглых колонов предписывалось заковывать в кандалы, возвращать на прежние места и силой принуждать к выполнению прежних работ, платежей и повинностей. Согласно указу, тот, кто принял беглого колона, должен был вернуть его прежнему владельцу и сверх того возместить не выплаченную за этот период подать. Колона, подозреваемого в намерении бежать, следовало заковать в кандалы, подобно рабу. Колонам запрещалось добровольно поступать на военную службу, так как тем самым они изменяли свой социальный статус. В областях со слабым развитием рабовладельческих отношений, где дольше сохранялось свободное крестьянство, закрепощение колонов произошло позже: колоны Иллирика были прикреплены лишь в 371 г., колоны Фракии — в 392 г. К концу IV в. прикрепление колонов к земле было в основном завершено.
Ремесленники, занятые в государственных мастерских, были прикреплены к своему ремеслу; рескрипт Аркадия и Гонория от 398 г. предписывал даже клеймить этих работников, «чтобы было легче их найти, если они скроются». В связи со значительным сокращением ремесленного производства в III в. государство было вынуждено в период поздней Империи взять в свои руки изготовление оружия, одежды и прочей экипировки для армии. Около 400 г. в Западной Римской империи существовало 20 таких государственных «фабрик» (fabricae). Самостоятельно хозяйствующие ремесленники, вынужденные в силу экономической необходимости объединяться по профессиям (сколько профессий в данном городе, столько и корпораций, или коллегий), были прикреплены к коллегиям: записавшись в число ремесленников какой-нибудь профессии, человек уже не мог без разрешения властей бросить свое ремесло. Коллегия в целом отвечала за сбор налогов со своих членов.
В IV в. Константин и его преемники издали ряд указов о закрепощении сословия куриалов — городских землевладельцев, из которых состояли городские советы — курии. Им запрещалось покидать город, и были ограничены их права па продажу имений. Принадлежность к сословию куриалов стала наследственной. Важнейшей государственной повинностью этого сословия была ответственность за сбор налогов с городского населения и с сельских жителей, приписанных к городу. Почетная ранее принадлежность к сословию куриалов (в III в. оно называлось сословием декурионов) превратилась для большинства из них в тяжкое бремя.
В поздней Римской империи рабы были низведены до вспомогательной роли в производстве, так как выяснилось окончательно, что эксплуатация работников, хозяйствующих самостоятельно, экономичнее, а наличные средства насилия уже вполне позволяли осуществлять такую эксплуатацию. Это, однако, отнюдь не облегчало положения рабов. Напротив, именно со времени Константина законодательным путем ужесточается обращение с ними. Указ Константина от 319 г. освободил господина от ответственности за убийство раба, если смерть последнего наступила от бичевания розгами или плетьми или заключения в оковы. Запрещалось лишь преднамеренно убивать рабов дубинкой, камнем, оружием, повешением, сбрасыванием с высоты, растерзанием дикими зверями, огнем, отравлением. Приведенный в эдикте перечень запрещенных способов убийства рабов красноречиво свидетельствует о фактических расправах с ними.
В религиозной политике Константин резко разошелся со своим предшественником: Диоклетиан боролся с христианством, а Константин признал его. В 313 г. Константин совместно с Лицинием, своим тогдашним союзником по борьбе за власть, издал так называемый Миланский эдикт, объявивший христианство равноправной религией наряду с другими, существовавшими в Империи. В ответ на это уже в 314 г. церковный собор (съезд высшего духовенства) в городе Арелате в Южной Галлии постановил, что христиане не должны впредь отказываться нести военную службу в римской армии. В 314 г. римскому епископу был предоставлен в качестве резиденции Латеранский дворец. Во многих городах началось строительство церковных зданий. Христианство фактически стало господствующей религией.
В 325 г. церковный собор в малоазиатском городе Никее проходил с участием императора. Были сформулированы общеобязательные основы христианского вероучения. Языческие культы с этого времени начинают вытесняться, хотя официально они были запрещены лишь в самом конце IV в. Господствующая церковь стала называться христианской, апостольской, католической (всеобщей) и православной (т. е. единственно правильной).
Получив официальное признание, христианская церковь превращается из гонимой в сильную и богатую организацию. В ее руки стекаются дарения императоров и частных лиц, наследства по завещаниям, платежи за церковные службы, доходы от эксплуатации рабов и колонов в церковных и монастырских хозяйствах. Церковь становится крупным землевладельцем и рабовладельцем. Создается целая иерархия церковных должностей во главе с архиепископами и епископами. Епископы крупнейших городов — Рима, Александрии, Константинополя, Иерусалима и Антиохии — возвысились над прочими и приняли титул патриарха. Римский и александрийский патриархи назывались, кроме того, папами; потом этот титул удержался только за римским патриархом.
Высшее духовенство христианской церкви превратилось в союзника государственной власти и господствующего класса. В то же время социальная борьба часто стала принимать форму ересей, т. е. религиозных течений, несогласных с официальной церковью.
Император Юлиан Отступник (361—363) попытался восстановить язычество и порвал с христианством, за что и получил от христианской церкви свое прозвище. Он приказал отнять у христиан переданные им раньше языческие храмы и вернуть их жрецам. Были восстановлены жертвоприношения языческим богам, в которых принимал личное участие император. В жертву приносилось огромное количество животных. Юлиан начал конфискацию земли у христианских общин и передачу ее городам, чтобы поддержать разоряющееся сословие куриалов — социальную опору Римской рабовладельческой империи. Христианам была запрещено занимать командные должности в армии и государств венном управленческом аппарате, а также преподавать в школах. Последняя мера вызвала осуждение даже со стороны такого поклонника Юлиана, как историк Аммиан Марцеллин, который в целом одобрял попытку императора спасти гибнущую античную культуру. Юлиан был образованным человеком и талантливым писателем. В своих сочинениях он справедливо критиковал христианское духовенство за аморальное поведение, стяжательство и властолюбие. Он не просто решил снова ввести римскую общинную религию в ее прежнем виде, что было явно невозможно, но попытался наполнить ее философским и этическим содержанием и противопоставить христианству в некоем обновленном виде. Попытка оказалась искусственной и неудачной; и в целом политика Юлиана, направленная на восстановление античных городов с их языческой культурой и на поворот вспять развития римского общества, не могла не кончиться провалом.
Гибель Юлиана во время войны с Ираном положила конец реставрации язычества. Христианская церковь полностью восстановила свои позиции и продолжала укрепляться в дальнейшем. Христианство больше соответствовало историческим условиям поз/щей Римской мировой империи, нежели любые общинные (полисные) религии.
Правление Юлиана отмечено также безуспешной попыткой искоренить коррупцию государственного аппарата. Сильно разросшийся на основе реформ Диоклетиана и Константина бюрократический аппарат обременял население незаконными поборами и взятками; вошла в систему купля-продажа должностей. Юлиан производил чистку государственного аппарата, начиная с центральных органов; некоторые бюрократические функция взял в свои руки, а некоторые передал городским советам — куриям; применял традиционный метод угрозы наказаниями чиновникам за злоупотребления властью. Но его мероприятия не дали ожидаемого результата, и поэтому от одних мер он был вынужден отказаться сам, а от других отказались его преемники. Эта неудача Юлиана свидетельствовала о решительной невозможности искоренить продажность бюрократического аппарата в условиях разлагающегося древнего общества, когда государственный аппарат превратился из орудия императорской власти в мощную силу, ограничивавшую формально всесильную власть императора. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |