|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Иррационализм и «философии жизни»
Основные направления: иррационализм (Шопенгауэр), философия жизни (Ницше). Иррационализм- окружающий мир- хаос, без целостности, без законов развития. Философия жизни- жизнь- институитивно постигаемая целостность. Не все возможно объяснить разумом. Жизнь- более сложная и разнообразная. Основные идей изложены в работах Шопенгауэра. Против диалектики и принципа историзма Гегеля. Главная работа: «мир как воля и представление». Человек- бессознателен к жизни. Принцип- волютаризм (главная движущая сила в мире – воля человека) Воля- абсолютное начало, идеальная сила, определяющая все существующее, космический принцип в основе мироздания. Разум- инструмент воли. Общий подход носит пессимистический характер, связанный с неверием в возможность человека господствовать над своей судьбой и природой. Философия Ницше (жизни)- предшественница концепций. Работы: «Воля к власти», «Сумерки кумиров». Основные идеи: жизнь- основа философии, единственная реальность. Воля- основа жизни (внутри человека, к жизни, к власти). Воля к власти близка к инстинкту самосохранения, выражение стремления к безопасности. Ницше первым в 19-ом веке пишет о наступлении нигилизма. Характеристика нигилизма – смерть бога, следовательно, потеря идеалов, норм, принципов, ценностей и целей в обществе. Нигилизм- не упадок. Если Бог мертв, то господство над существующим пе5реходит к человеку, следовательно, сверхчеловеческий идеал. Стимул развития антропологической проблематики, возводя её в ранг самостоятельного философского предмета.
Экзистенциализм (лат. existential — существование) зарождается в сере дине XIX в. почти одновременно с марксизмом и неопозитивизмом. Один Из первых иррационалистов, датский философ С. Кьеркегор вводит понятие экзистенциальной диалектики, противопоставив ее диалектической логике Гегеля. Экзистенциальная диалектика раскрывается Кьерке-гором как поток индивидуального сознания с его состояниями страха, трепета, отчаяния, надежды и т. п., посредством которых личность достигает подлинного существования, проходя через три последовательные стадии: этическую, эстетическую и религиозную. Следующая волна экзистенциализма связана с творчеством русских мыслителей в конце XIX—начале XX в.: Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. Концептуально оформленный экзистенциализм складывается в связи с Первой мировой войной в Германии в творчестве К. Ясперса (1883-1969) и М. Хайдеггера (1889-1976), в связи со Второй мировой войной во Франции — в творчестве Г. Марселя (1889-1973), Ж. П. Сартра (1905-1980) и А. Камю (1913-1960). Экзистенциалисты раскрывают свои идеи как в форме философских трактатов, так и в форме эссе, пьес и романов. Экзистенциализм считают самым пессимистическим, «темным», труднопонимаемым направлением современности. С последней характеристикой можно поспорить: чтобы понимать произведения экзистенциалистов, их надо читать экзистенциальным взглядом, т. е. вживаясь в текст посредством сопереживания. А вот чем обусловлен очевидный пессимизм этого направления, надо разобраться. Ведь мы переживаем не только негативные психические состояния, но и чувство радости, восторга, удовлетворения и т. п. Экзистенциалисты же почему-то раскрывают экзистенцию исключительно пессимистическими по своему содержанию категориями. Сами экзистенциалисты оценивают себя как наиболее гуманистическое направление современности, поскольку они защищают непосредственно данное бытие человека, т. е. экзистенцию. Так, Ж. П. Сартр в программной для экзистенциализма работе «Экзистенциализм — это гуманизм» раскрывает, чем, с точки зрения экзистенциалистов, человек отличается от любого иного феномена этого мира: в бытии любого феномена сущность предшествует существованию, в то время как в бытии человека, наоборот, существование предшествует сущности. Современная наука по-своему подтверждает этот тезис: человек от рождения представляет собой открытую систему; до тех пор, пока окончательно не сформировались и не закрепились нейронные связи в мозгу человека, из него можно вырастить кого угодно и что угодно. Эта особенность оборачивается абсолютной беспомощностью человеческого детеныша по сравнению с другими живыми существами: он может выжить как человек только в социальной среде. Человек, по учению экзистенциалистов, есть не то, что он есть сейчас, а то, чем он будет завтра, т. е. человек — это проекция своего будущего, он постоянно творит себя. Человек для экзистенциалистов принципиально асоциален. Таким образом, экзистенциалисты абсолютизируют внутреннюю свободу человека, что оборачивается гипертрофией ответственности человека. Вот откуда тотальный пессимизм экзистенциалистов: под бременем такой ответственности, когда человек отвечает за все, что происходит в мире, ему не до оптимизма. Так, Сартр в фундаментальном трактате «Бытие и ничто» пишет: «Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответственен за мир и за самого себя как определенный способ бытия». Далее возникает вопрос: если человек находится в постоянном процессе творения себя, то когда же он познает свою сущность? Ответ на этот вопрос еще более закрепляет пессимизм экзистенциалистов: человек постигает свою сущность только в пограничных ситуациях, т. е. на грани жизни и смерти. Практика определенным способом подтверждает этот тезис: каждый из нас так или иначе мог в жизни переживать стрессовые ситуации, когда проявляются наша сущность и скрытый потенциал. В науках о человеке есть подход, способствующий утверждению современного неклассического мышления (психоанализ).Основа: учение о бессознательной психической жизни. 2 направления: -космическое начало основ жизненного процесса; -бессознательное- состояние разума, рассудка, чувств, осознанных желаний и влечений человека. Медицина, философия- проблема бессознательного. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон. Основа развития бессознательного- Фрейд. Он исследует причины патологических процессов психики, отказываясь от материалистических попыток объяснения психических актов. Суть: отрыв психики от материальных условий, её порождающих. Исследование бессознательного- центральный момент изучения человеческой личности. Сознание- островок, омываемый бессознательным. Над душой властвует психический конфликт. Все действия человека, исторические события являются проявлением бессознательного.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |