|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Народность
Народности начинают складываться из племен после появления первых государств. Для народности характерны территориальная общность, объединенная хозяйственной и культурной деятельностью, а также единый язык. Принадлежность к народности определяется уже не только кровно-родственными связями. Нация Нация - высшая форма социально-этнической общности. И это неудивительно, т.к. именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, — это основные черты нации. Можно сказать, что нация — это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Сплочению нации способствуют: § общая историческая память; § развитое национальное самосознание. Историческая память - это знание прошлого, лучших достижений национальной культуры, выдающихся представителей нации в сфере науки, политики,искусства, а также стремление действовать в соответствии с лучшими образцами, представленными в истории. Однако, поскольку в истории каждой нации были не только героические страницы, но и нелицеприятные, историческая память также предполагает, что нация должна признавать свою вину за совершенные ошибки и делать выводы из уроков прошлого. Национальное самосознание - чувство принадлежности к нации, отождествление ее интересов со своими. Эти интересы подразумевают, с одной стороны, стремление к сохранению национальной культуры, защите ее самобытности, а с другой — желание обогатить свою национальную культуру лучшими достижениями других культур.
Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием “этноцентризм” связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация. Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции “выгодны” самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии. В концепцию этноцентризма входит и понятие “стереотип”. В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике. В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью (или любой иной неприязнью к этническим «другим»). Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.
Шовинизм (франц. chauvinisme), крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности; противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, распространение национального чванства, разжигание национальной вражды и ненависти. Термин "Ш." появился во Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трёхцветная кокарда"; одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен; считается, что прообразом этого персонажа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем "величия" Франции]. Словом "Ш." стали обозначать различные проявления националистического экстремизма. В Великобритании Ш. получил с конца 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм. Другие проявления Ш.— социал-шовинизм,великодержавный шовинизм.
Трансформационные этнические процессы более глубокими и радикальными и выражаются в таких изменениях элементов и признаков этноса, в конце концов, приводят к изменению национального самосознания, а значит и этнической принадлежности.
Двумя основными типами этно трансформационних процессов являются процессы этнического разобщения (когда ранее единая этническая группа делится на две или более частей, которые становятся самостоятельными этносами) и процессы этнического объединения (в случае, когда ранее обособленные этносы сливаются в один народ). Процессы этнического объединения выражаются через процессы этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.. Консолидация - (от позднелатинского consolidatio - укрепляю, укрепляю), вид этнических процессов, которые заключаются в слиянии нескольких основном близких по языку и культуре этносов или их частей в одну большую этническую общность. Такие процессы происходили на территории бывшего Советского Союза и продолжают продолжаться в Российской Федерации, США и других странах.
Ассимиляция - (от латинского assimilatio - уподобление), как вид этнических процессов выражается в том, что группы людей уже сложившегося этноса и дисперсно размещены этносы, оказавшись в тесном контакте с другими народами (а особенно в их этнической среде), воспринимают речь и культуру этих народов и постепенно, обычно в последующих поколениях, изменяют национальное самосознание и относят себя к числу иного этноса. Одним из мощных проявлений процесса этнической ассимиляции являются смешанные браки представителей разных национальностей. Очень часто процессы ассимиляции влияют на изменение численности этнической группы, приводят к сокращению национальных меньшинств. Межэтническая интеграция - (от латинского integratio - восстановление), вид этнических процессов, заключаются в экономической, социальной, культурной и иной взаимодействия отдельных сложившихся этносов, с течением которой в отдельных контактирующих народов появляются общие черты и устойчивые направления взаимодействия. Процессы межэтнической интеграции усиливаются на современной стадии развития постиндустриального общества
БРАК И СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. 1. Понятие брака. Классификации браков. 2. Семья как малая социальная группа и социальный институт. 3. Функции семьи. 4. Развитие института семьи. Проблемы развития семьи в современном обществе. 1. Брак – исторически сформированная узаконенная и урегулированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их взаимные права и обязанности в сексуальной, экономической и хозяйственно-бытовой сфере. До возникновения института брака существовал промискуитет – отсутствие четких запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, когда любой мужчина данного общества имел возможность быть сексуальным партнером любой женщины данного общества. Сегодня брак является достаточно жесткой регламентацией отношений между женщиной и мужчиной. Он является основой возникновения большинства семей. Рассмотрим разные типы браков. Следует отметить, что часто названия, которые используются в классификациях браков, основаны на древнегреческом слове «gamos», что в переводе означает брак. По количеству брачных партнеров выделяют: 1. Групповой брак – несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола. 2. Полигамию – один индивид вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов: а) полиандрия (от древнегреческого «andros», т.е. мужчина) – когда одна женщина вступает в брак с несколькими мужчинами; б) полигиния (от древнегреческого «gyne», т.е. женщина) – когда один мужчина вступает в брак с несколькими женщинами. 3. Моногамию – или парный брак (один мужчина и одна женщина). По социально-демографическим, этническим признакам мужчин и женщин браки бывают: 1. Гомогамные – муж и жена имеют приблизительно одинаковый возраст, образование, профессию, принадлежат к одной этнической группе. 2. Гетерогамные – муж и жена значительно отличаются по указанным признакам. По юридическому закреплению: 1. Законный брак (т.е. зарегистрированный). 2. Свободный брак (или незарегистрированный брак). По форме регистрации браки бывают: 1. Гражданские (т.е. зарегистрированные). 2. Церковные. 2. Семья, как правило, представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Основными признаками семьи являются: 1. Брачные, кровные связи или связи усыновления. 2. Общее проживание. 3. Общий семейный бюджет и домохозяйство. Обычно “ядром” семьи считают супружескую пару и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей мужа и жены. Типы семей: В зависимости от структуры родственных связей семья может быть: 1. Нуклеарная (простая) – состоит из супругов и детей, которые от них зависят. Такая семья включает два поколения. 2. Расширенная – состоит из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников. 3. Неполные – в которых отсутствует один из родителей. Отсутствие одного из родителей может быть вызвано разными причинами: смертью, отсутствием брака, разводом. Наиболее распространенными в современных западных странах являются нуклеарные семьи. В них существуют не более 3-х ролевых позиций (отец – муж, мать – жена, сын – брат или дочь – сестра). Каждый человек может быть одновременно членом нескольких нуклеарных семей, тем не менее, эти семьи не образовывают расширенную семью, так как не живут “под одной крышей”. В расширенных семьях, как правило, более рационально организован быт, у молодых больше времени, реже возникают большие ссоры из мелочей, больше внимания к чужому мнению. Тем не менее, могут присутствовать вмешательство в личную жизнь детей, мелочная опека, жесткий контроль со стороны родителей. В нуклеарных семьях акцент делается на брачные отношения, а родительские отношения отца и матери с детьми, детей между собой выступают дополнением к браку. Наоборот, расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что связь, которая цементирует ее, является кровность родителей и детей, братьев и сестер. По количеству детей выделяют семьи. 1. Бездетные. 2. Малодетные (1-2 ребенка). 3. Многодетные (3 и более детей). Малодетные семьи – те семьи, в которых "мало детей" с демографической точки зрения (для воспроизводства населения). С точки зрения социальной психологии для возникновения первичных групповых отношений среди детей, двух детей недостаточно, так как первичные групповые отношения возникают, начиная с 3-х членов группы. Но сегодня в городах Украины больше половины семей имеют лишь одного ребенка. Известный в социологии факт стойкости первичных групп, которые состоят из 5-7 членов, подтверждается в социологии семьи статистикой разводов – увеличение количества детей ведет к уменьшению вероятности развода. Рождение второго ребенка уменьшает вероятность развода в 2,5 раза, а рождение третьей – в 9,5 раз. Было бы ошибкой считать, что рождение еще одного ребенка укрепляет семью, скорее у супругов, уверенных в надежности своих отношений, существует потребность в детях, соответственно, они принимают решение о рождении еще одного ребенка. По критерию распределения власти различают: 1. патриархальные семьи, где отец является "главой семейного государства". 2. матриархальные семьи, где высочайшим авторитетом и влиянием пользуется мать. 3. эгалитарные семьи или партнерские – это такие, где нет четко выраженных семейных прав, где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью. В зависимости от возраста супругов различают: 1. Молодежную семью – когда возраст супругов до 30 лет. Основными проблемами такой семьи являются адаптация к новым обязанностям, быту, появление ролей, связанных с родительством, проблемы с трудоустройством и экономическим обеспечением. 2. Семью среднего супружеского возраста. Основные проблемы такой семьи – однообразие, рутинность выполнения домашних обязанностей, скука, стереотипность взаимоотношений, ощущение того, что самое интересное и значительное в жизни уже состоялось и теперь жизнь “протекает” мимо. 3. Пожилую супружескую пару. Возникают проблемы, связанные со здоровьем супругов, необходимость заботливого отношения друг к другу, освоение новых семейных ролей. По месту проживания супругов семьи бывают: 1. Патрилокальные – супруги живут с родителями мужа. 2. Матрилокальные – супруги живут с родителями жены. 3. Неолокальные – супруги живут отдельно от родителей в собственном доме. 4. Унилокальные – супруги живут с теми родителями, у которых есть жилая площадь. По особым условиям семейной жизни выделяют следующий ряд семей: 1. Студенческие семьи. Типичные проблемы такой семьи: отсутствие жилья, полная материальная зависимость от родителей, тем не менее такие семьи характеризуются большой сплоченностью, активностью, эмоциональностью. Супруги в таких семьях восприимчивы к новому, верят в лучшее. 2. Дистантные семьи – юридически зафиксированные, тем не менее, фактически их нет. Таких семей около 5% в Украине. Это семьи трудовых мигрантов, моряков, полярников, артистов, спортсменов, геологов и т.п. Мужья и жены длительное время находятся отдельно, не ведут общее хозяйство, обязанности по воспитанию детей и их содержанию выполняет, как правило, один из них. В этих семьях большая опасность адюльтера и распада семьи, но некоторые очень стойкие, где прочность отношений объясняется свежестью чувств. 3. Семьи, которые ожидают рождения ребенка – возникают проблемы, связанные с подготовкой к будущим ролям, чрезмерной заботой о здоровье будущей мамы и ребенка. 3. В определении функций семьи речь идет о результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые сказываются на уровне общества, имеют общезначимые следствия и определяют роль семьи как фундаментального социального института. Тем не менее не следует забывать, что в процессе создания семьи миллионы людей стремятся к достижению своих личных целей, к удовлетворению личных нужд. Поэтому функции семьи можно анализировать с точки зрения удовлетворения общественных или индивидуальных нужд. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |