|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы интонационных конструкций
В каждом типе интонационных конструкций различают три части: предцентровая часть (произносится на уровне среднего тона) выделяется центр (ударные гласные, на которые падает логическое ударение в предложении) и постцентровая часть (который произносится разным тоном). Выделяется 7 типов интонационных конструкций (ИК): 1) ИК-1: Грачи прилетели Эта ИК реализуется в повествовательных предложениях для сообщения утверждения.
2) ИК-2: Куда ты идешь? Наташа, там опасно. Этот тип ИК реализуется в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением и волеизъявлением.
3) ИК-3 (национально-специфичная): Мама дома? Эта ИК реализуется в вопросительных предложениях без вопросительного слова.
4) ИК-4: Я хочу кофе. А ты? Эта ИК реализуется в неполных вопросительных предложениях с союзом а, а также в различных вопросах, контрастирующих с оттенком требования.
5) ИК-5 (двухвершинная): Какая девушка! Эта ИК реализуется в восклицательных предложениях, выражающих высокую степень признака/степени/состояния.
6) ИК-6: Какой компот вкусный! Эта ИК реализуется при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия или состояния.
7) ИК-7(мелодический рисунок близок к модели ИК-3, отличается лишь паузой в звучании): <Костя - оотличник>. Какой он отличник! Эта ИК реализуется в иронических предложениях, содержащих информацию, обратную высказанной. 5. Основные орфоэпические правила. Орфоэпия (от греч. «правильность» + «речь») – понимается в двух значениях: 1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация). При наиболее широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантов грамматических норм; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. Традиционно в орфоэпию включаются и произносительные нормы литературного языка, с другой точки зрения, у орфоэпии относятся лишь нормы, допускающие вариантность произношения (Р. И. Аванесов); этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений (М.В. Панов). Так, к законам фонетики, а не к орфоэпии, относится в русском языке произношение глухих согласных на месте звонких шумных на конце слова: зу[б]ы – зу [п], во[з] ы - во[с], лабиализованных согласных перед [у,о]: [до] ум, [до] ом, [со] ом, [со] умм. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий. Так, одни произносят в[иэ]сна, другие в[еи]сна, разница в характере звуков, фонема же, с точки зрения Московской фонологической школы, одна и та же; одни произносят було[ч´]ная, другие - було[ш]ная, одни умыл[с]а, другие - умыл[с´]а – разница в фонемном составе корня: було<ч>- или було<ш>- и постфикса: -<са> или -<с´а>. На письме такие варианты обычно не обозначаются: весна, булочная, умылся. Однако варьирование фонемного состава корня может отражаться на письме: бриллиант и брильянт, калоши и галоши, кринка и крынка, матрас и матрац, ноль и нуль. Орфоэпия отмечает вариантность ударения в слове (и скристый – искр и стый, кл а дбище – кладб и ще, тв о рог – твор о г), в отдельной словоформе (вк у сны и вкусн ы, к о су и кос у, тк а ла и ткал а), на разных лексических единицах, входящих в одно фонетическое слово (н а руки и на р у ки, не д а ли и н е дали), наличие или отсутствие побочного ударения (м е жпланетный и м е жплан е тный). Орфоэпия рассматривает социально значимые варианты произношения и ударения. К ним относятся те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях. Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; напр., для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [з´в´]ерь, е [с´л´] и; по новой норме первый согласный – твердый: [зв´]ерь, е [сл´] и; общенародную и профессиональную сферу употребления (доб ы ча и д о быча, и скра и искр а): мужскую и женскую речь (напр., удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской); территориальные разновидности литературного языка (напр., в начале слова и после гласного под ударением звук переднего ряда [э] - [э]то, по[э]т в Москве и городах юга России и звук передне-среднего ряда [эъ] - [эъ]то, по[эъ]т в части северных и сибирских городов). Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям. Так, для высокого стиля характерно эканье: б[еи]ру, вз[еи]ла; произношение безударного [о]: н[о]ктюрн, п[о]этический; твердого заднеязычного перед окончанием им. пад. ед. ч. имен прилагательных: гром[къ]й, стро[гъ]й, ти[хъ]й. В нейтральном стиле произносится б[иэ]ру, вз[иэ]ла, н[аъ]ктюрн, п[аъ]этический, гром[к´и]й, стро[г´и]й, ти[х´и]й. В разговорной речи наблюдается выпадение гласных и согласных: проволока - прово[лк]а, некоторые - не[кт]орые, вообще - в[аъ]бще, тысяча - ты[ш´]а, пятьдесят - п[ии]сят. Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из этих вариантов в литературном языке. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться в сценической речи для социальной характеристики персонажа.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |