|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лингвистическая значимость интонации. Связь интонации с другими уровнями языкаАкустические характеристики интонаций. Лингвистическая значимость интонации. Связь интонации с другими уровнями языка. Основные функции интонации. Интонационная единица. Основные орфоэпические правила. 1. Акустические характеристики интонаций. Интонация – это совокупность просодических средств языка: различные соотношения частоты основного тона, тембра, интенсивности и длительности, служащих для оформления единицы коммуникации – высказывания. Акустическими компонентами интонации являются мелодика (мелодический компонент), интенсивность (динамический компонент) и длительность (временной компонент). Мелодика – это изменение частоты основного тона, соотнесенное с колебаниями голосовых связок: чем больше число колебаний, тем выше основной тон, и наоборот. Следует различать такие признаки мелодики, как направление движения частоты основного тона (восходящее /, нисходящее \, ровное –, нисходяще-восходящее - U, восходяще-нисходящее - ∩). Диапазон – шкала градаций частот между минимальным и максимальным значением тона в пределах отрезка речи. Интервал – разность между частотой нижней и верхней точек, восходящей или нисходящей мелодической кривой; скорость нарастания (подъема) или падениячастоты. Мелодика существенна для выражения и восприятия коммуникативного типа высказывания (повествования, вопроса, повеления), а также субъективного отношения говорящего к высказываемому. Мелодика служит средством членения речевого потока на смысловые отрезки и связывания их воедино. Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок: чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Длительность – это темп (скорость) изменения тех или иных отрезков речи во времени и паузы между речевыми отрезками – прекращение звучания, артикуляции. Темп связан с содержанием высказывания: служебные слова произносятся быстрее знаменательных, наиболее важные слова произносятся медленнее; с позицией слова во фразе – замедленный темп, особенно в конце фразы; убыстренный – в середине фразы; кроме того, – с индивидуальными особенностями говорящего, со стилями произношения и т.д. Лингвистическая значимость интонации. Связь интонации с другими уровнями языка. Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности, интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные же различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости. С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит звуковой стороне языка и что она функциональна. С синтаксисом – разные синтаксические структуры могут быть оформлены одной и той же интонацией (например, вопросительной), а одна та же синтаксическая структура может быть оформлена разными интонациями (Ср.: Нет! Нет? Нет.). Соответственно изменяется высказывание. Это говорит об определенной автономности интонации по отношению к синтаксису. Снижение различительной роли интонации за счет функционирования синтаксических средств – изменение порядка слов – можно проиллюстрировать примерами: – Было что говорить? – Что было говорить? (экспрессивно окрашенное повествование со значением отрицания = «нечего было говорить!»). Интонация здесь выступает только как сопутствующее средство. Наряду с синтаксическими средствами, компенсирующими интонацию, выступают и лексические. Так, высказывания с частицей «разве» помимо вопроса со значением предположения могут выражать экспрессивно-окрашенное повествование со значением отрицания. При этом смыслоразличительная роль интонации оказывается слабой. Вопрос со значением предположения: – Разве ты демократ? – Да! – Ответил он. Экспрессивно-окрашенное повествования со значением отрицания: – Не думайте. Не допустят они. Разве они воры? (=Они не воры). Лексико-грамматические модели «разве + можно, нужно + инфинитив» придают вопросительным по форме предложениям повествовательное значение: – Разве можно рвать цветы? (= Нельзя рвать цветы). Повествовательное значение передает модель «ну, не…ли»: – Ну не прав ли я? (= Я прав!). 3. Основные функции интонации: 1) коммуникативная функция (функция реализации коммуникативных типов высказываний: повествования (Маша читала), вопроса (Маша читала?) и побуждения (Маша, читай!); 2) выделительная функция (смыслового членения и выделения какого-либо элемента/элементов высказывания); 3) организующая функция (организация высказывания); 4) эмоциональная функция (выражение состояния говорящего или его желания воздействовать на слушателя). Дифференциальные признаки интонационной единицы. В качестве ДП интонационной единицы, имеющей коммуникативное значение (ИЕк), в русском языке можно выделить: 1) направление движения мелодики; 2) мелодический диапазон; 3) локализацию мелодического максимума; 4) уровень начала и уровень конца мелодического движения. В качестве ДП интонационной единицы, имеющей выделительное значение (ИЕв), входят: 1)максимум интенсивности; 2) максимальный мелодический диапазон; 3) мелодический максимум; 4) наибольший музыкальный интервал (максимум длительности). Описание интонации основных коммуникативных типов высказываний. 1) Повествовательные предложения: направление мелодики – нисходящее, мелодический максимум – тяготеет к началу фразы, уровень начала звучания – ниже среднего, уровень конца – ниже начального уровня, общий диапазон – средний; 2) Вопросительные высказывания: общий вопрос оформляется восходящей мелодикой с последующим падением, мелодический максимум тяготеет к середине либо к концу, уровень начала звучания – средний, конца – ниже начального уровня, общий диапазон – широкий; 3) Побудительные высказывания: направление движения мелодики – восходяще-нисходящее с ровным концом, мелодический максимум тяготеет к первой половине фразы, уровень начала звучания – выше среднего, конца – ниже начального уровня, общий диапазон – широкий. 4. Интонационная единица. Формообразование интонационной единицы обусловлено лингвистически значимыми функциями: коммуникативной (с типами высказывания) – повествование, вопрос, побуждение – и выделительной (с частями высказывания по степени их смысловой важности). Выделение этих функций интонации позволяет вычленить, соответственно 2 типа интонационных единиц: интонационную единицу коммуникативную (ИЕк) и интонационную единицу выделительную (ИЕв). Остальные функции интонации не формируют специальных интонационных единиц. В речи одно и то же высказывание каждый раз может быть произнесено с разной интонацией, однако, каждый раз оно либо будет иметь свое особое смысловое значение, либо отражать индивидуальные особенности говорящего. Даже две одинаковые интонации, произнесенные одним и тем же лицом, обычно отличаются друг от друга либо длительностью, либо громкостью, либо диапазоном. Эти интонационные реализации, разнообразные в речи, должны быть упорядочены в языке. Можно предположить, что таким принципом является их акустическая близость. Для рассмотрения этого следует ввести понятие интонационной позиции, под которой понимаются условия выявления конкретных интонаций реализации, заданным определенным контекстом или ситуацией (конситуацией). Интонационные позиции следующие: позиции в начале диалога, положение в ответной реплике диалога и т.п. Интонационная реализация может находиться как в сильной позиции, когда конситуация не оказывает влияние на интонационное оформление высказывание, так и в слабой позиции, когда интонационная реализация конститутивно обусловлена. Возьмем две акустически близкие реализации: «Наташа читала эти журналы? – спросил он» (собственно-общий вопрос). «Наташа читала эти журналы? Да?» (предположительный вопрос). Сопоставление этих интонационных реализаций показывает, что собственно-общий вопрос характеризуется четко выраженной вопросительной интонацией и обычно занимает позицию начала диалога (сильную позицию). В предположительном вопросе, в силу конситуативного влияния падает степень вопросительности высказывания, и интонационная реализация выступает в слабой позиции. Объединение интонационных реализаций в одну единицу на основе их акустической схожести при различиях, обусловленных позициями, возможно, но в основе их объединения в ИЕ должна лежать и их функциональная общность. ИЕ – не произносимая реально интонационная реализация, а определенная абстракция, обобщение конкретной реализации, т.е. класс интонационных реализаций в позициях, заданных контекстом и ситуацией обобщения. <а> ►[а], [L], [ъ]. ИЕ ►ИР общ, ИР пред. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |