АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях

Читайте также:
  1. Анатомия и физиология как науки, их взаимосвязь между ними.
  2. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРЕННИХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ И ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
  4. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли (анализ безубыточности).
  5. Взаимосвязь количества и качества
  6. Взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития как теоретическая и методическая проблема.
  7. Взаимосвязь основных макроэкономических показателей и консолидированных счетов экономики
  8. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  9. Взаимосвязь природы и общества. Ноосфера - первичная структурная единица биосферы.
  10. Взаимосвязь с другими дисциплинами
  11. Взаимосвязь социолингвистики с другими науками

Ответы на вопросы о бытии во многом зависят от понимания материального и идеального и их взаимосвязи. С тем, что такое материальное, мы разобрались выше, теперь настала очередь понять идеальное и его связи с материальным. В понятие идеального нередко вкладывают близкие, но разные смыслы: совершенный, т.е. эталонный, образец чего-либо, такие свойства, которые лишь умопостигаемы, мысли, до их речевого выражения (или «за вычетом речевых форм»), чувственное, отличное от телесного, то, что невидимо, неощутимо, человеческий способ отражения действительности. Идеальное есть субъективная реальность в сознании отдельных личностей. Идеальное не может быть чувственным, оно всегда только мысленный образ. В отличие от материального, которое может существовать полностью независимо от идеального, идеальное не может существовать без материального, всегда имеет материальные носители, всегда воплощается в знаковую форму. В идеальном отраженная действительность субъективизируется, частично искажается. Поэтому можно говорить лишь об относительной самостоятельности идеального по отношению к материальному.

Кто считает, что идеальное – только бестелесные образы материальных вещей в сознании человека определенной культуры – даст одни ответы по всем вопросам бытия, а кто идеальное считает разновидностью материального или обожествляет, отрывает от материальных носителей и противопоставляет идеальное материальному – даст совсем иные ответы. Вульгарный материализм идеальное считает видом материального. Объективные идеалисты материальное считают продуктом идеального и верят в безлюдные и без мозга человека существующие мысли Идеальное – высшая форма отражения бытия в мозге человека, в которой нет нисколечко материального или его свойств. А материальное – источник и носитель идеального. Что чем порождено и что первично – мало интересный спор. Действительно важно знать, как взаимодействуют идеальное и материальное. Например, как связана мысль с такими материальными носителями мысли, как мозг, речь, общество, культура, отражаемые в мышлении предметы.

Материальное – это понятие, обозначающее объективное бытие телесных вещей, их свойств и отношений, а идеальное – это субъективная реальность, высшая форма опережающего отражения бытия вменяемого человека в его сознании. Но в понятии отражения нам тоже надо избегать путаницы из-за полисемии, многозначности понятия. Под отражением имеют в виду и вид в зеркале (воды, стекла, металла и т.д.), и сопротивление давлению, насилию, нападению («отбить нападение противника»), и способность сохранять и воспроизводить свойства воздействующих систем., и оптическое явление («угол отражения равен углу падения»), и собственно то, о чем здесь речь: способность запечатлевать след взаимодействия тел в материальной или идеальной форме.

Идеальное отражение - это прежде всего отражение, а оно есть всеобщее свойство материального мира, как движение в пространстве, развитие во времени, структурность, противоречивость сущности и т.д. Отражение как след взаимодействия присуще неживой и живой природе, но в живой природе наряду с остаточной деформацией и петлями гистерезиса есть еще раздражимость, а в сложноорганизованном организме формируется и высшая нервная деятельность вплоть до мышления.

Опережающее отражение есть и в лиственных растениях, сбрасывающих листья перед зимой, и в поведении животных, запасающих на зиму корм, и в умении приматов угадывать намерения. Но у человека благодаря идеальности опережающее отражение позволяет накапливать знания в процессе общения и планировать пути достижения идеала будущего. Даже шимпанзе лишь приспосабливается к переменам и не способна стремиться учиться и затем учить, передавая накопленную информацию, а человек с малолетства обучаем и может предугадывать и создавать перемены, опираясь на накопленные человечеством знания в идеальных формах значений знаков. Только у человека при обучении развитыми людьми возможен переход от наглядно-действенного ситуационного мышления к предметно-опосредованному, абстрактно-логическому, субъективно-творческому, идеальному, обеспечивающему нас сознанием.

На основе физико-химической возникает биологическая, на основе ее высшей нервно-психической формы формируется социальная и идеальная, то есть сознание. С позиции идеализма сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность. Как материалисты объясняют сущность сознания? «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»,- писал Маркс, противопоставляя материалистический подход идеалистическому. Но вульгарный материализм тоже считает сознание материальным и ищет способы читать мысли отождествляя их с выделениями мозга, например в биополях. Представление о том, что мысль есть продукт деятельности мозга, характерно для всех видов вульгарного материализма. Наиболее известная вульгарно-материалистическая трактовка сознания связана с именами: Бюхнера, Фохта и Молешотта. Споря с ними, Маркс подчеркивал, что сущность сознания идеальна. С ознание – это субъективный образ объективного мира, способ отражения материи, порожденной самой материей, свойство высокоорганизованной материи - человеческого мозга, всеобщее свойство материи, до определенного времени существующее в материи в виде возможности. Истолкование сознания как высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для диалектического материализма. По мнению его сторонников сознание – это способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности. Активность, избирательность, способность к не случайному творчеству являются свойствами с ознания. Важнейшим в процессе творчества является выдвижение идеи, на что способен только человек. Понятием «сознание» мы обозначаем присущую только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме.

Идеальное невозможно без своих материальных носителей (1: отражаемые предметы с их свойствами и отношениями, 2: здравомыслящий мозг, 3: знаковая членораздельная речь, 4: культурное общество), но – это качественно иная, свободная от свойств носителей форма бытия, благодаря которой человек эволюционно обогнал иных животных. Раздвоенность на материальное и идеальное бытие – один из родовых признаков человека в его антропо- социо- культурогенезе. Идеальное – не особая вещь, а, скорее, отношение, подобно капиталу, существующее лишь в непрерывном движении. Движение сигналов по цепям нейронов мозга воспроизводит идеальный образ воспринятого и зафиксированного в рулетках памяти в виде химического следа, который тоже лишь носитель идеального.

Наряду с трудом и обществом необходимым фактором формирования человеческого сознания является речь. Членораздельная глагольная речь помогла нашим предкам создать необычайно важный капитал совместно накопленных знаний материализуемых в языке. Универсальное средство человеческого общения, любая система знаков, существующая для получения, хранения, переработки и передачи информации, есть язык. Его называют носителем сознания, формой его существования, социальным средством хранения и передачи знаний, информации. Язык, как и сознание, возник одновременно с появлением общества в процесс совместной трудовой деятельности первобытных людей, – таков взгляд сторонников диалектического материализма. Мышление человека отличается от мышления животных несколькими свойствами: словесно-речевой, знаковой формой, предметным содержанием, идеальной образностью, сочетанием с бессознательным и подсознательным, многообразием и сложностью, наличием рефлексии (самосознания).

Физико-химическое движение вызывает физиологическое, психическое, а оно и создает голографический идеальный образ вещей и их отношений. Вторая сигнальная система позволяет человеку при помощи мозга мыслить символически, используя знаковые заменители предметов. Развитое вовремя в познавательной, игровой и трудовой деятельности мышление из животного превращается в, человеческое идеальное. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, но мозг не подобен музыкальному инструменту в руках музыканта. Невозможна мысль вне мозга или в мозге без тела, или у человека, изолированного от потока внешних ощущений из окружающего мира. Невозможна идеальность мышления и при замороженных связках горла, поскольку исчезает скрытая речь, а с ней и небиологическое мышление. Наука помогает обнаруживать все новые удивительные зависимости идеального от материального и наоборот.

Идеальное мышление всегда чье-то, определенной культуры человека, но оно всегда отражает более-менее верно объект, от которого получаем ощущения. Бытие развитого человека определяется идеальным целеполаганием и способностью материализовать идеалы. Идеальное организует деятельность людей определенной культуры определенным, отличающим от иных культур образом. Отражаемая в идеальных образах объективная и субъективная реальность весьма многообразна, но идеальность человеческого мышления позволяет ее познавать и преобразовывать для все лучшего удовлетворения своих растущих потребностей. Бытие человека представляет собой более или менее успешное коллективное материальное воплощение идеальных представлений..

Надиндивидуальный коллективный уровень отражения и понимания бытия каждому индивиду важен: из общественного сознания он черпает знания, в свою очередь пополняя копилку совместных знаний. Как нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем? Ответы на вопросы о бытии во многом зависят от понимания материального и идеального и их взаимосвязи. Кто считает, что идеальное – только бестелесные образы материальных вещей в сознании человека определенной культуры – даст одни ответы по всем вопросам бытия, а кто идеальное считает разновидностью материального или обожествляет, отрывает от материальных носителей и противопоставляет идеальное материальному – даст совсем иные ответы.

Лектор считает более интересной точку зрения следующую: материально все, кроме идеального в сознании человека. Такой подход позволяет размежеваться науке с шарлатанством и редукцией материального к идеальному или идеального к материальному. Наберемся терпения в поиске ответов на множество вопросов взаимосвязи этих двух важнейших для бытия человечества и каждого человека миров. И не упустим главного в этой взаимосвязи: как можно точнее отражать в идеальном материальное и преобразовывать материальное с помощью идеального по раскрытым в идеальном мышлении законам самого материального мира так, чтобы все успешнее выполнять свою миссию Разума во Вселенной.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)