АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция концепции науки в позитивизме

Читайте также:
  1. Анатомия и физиология как науки, их взаимосвязь между ними.
  2. Базовые концепции финансового менеджмента.
  3. Био- и социогенетические концепции развития психики
  4. Биологические науки
  5. Введение в психологию человек. Определение психологии человека как науки. Задачи и место психологии в системе наук.
  6. Взаимодействие философии и науки
  7. Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции
  8. Виконавчо-розпорядчі суб'єкти адміністративно-правового регулювання у сфері науки.
  9. Влияние восточных учений на развитие античной науки
  10. Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
  11. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  12. Вопрос №3 Возникновение экономической науки. Классическая школа политической экономии (Смит, Рекардо).

 

 

Позитивизм проходит ряд стадий, традиционно называемых первым позитивизмом, вторым позитивизмом (эмпириокритицизмом) и третьим позитивизмом (логический позитивизм, неопозитивизм). Чтобы проследить эволюцию концепции науки в позитивизме, нужно в первую очередь ограничить рассмотрение науки общими принципами, свойственными всем этапам позитивизма. Общей чертой всех перечисленных течений является эмпиризм и неприятие метафизики, под которой позитивисты понимают классическую философию Нового времени — от Декарта до Гегеля.

 

Первый позитивизм

 

Огюст Конт (1798-1857, «Курс позитивной философии») одним из первых выдвинул идею об отрыве метафизики от науки. Конт сформулировал закон трех стадий — человеческое общество в своем развитии проходит через три стадии: теологическая — люди объясняют природу через понятие бога, метафизическая — люди объясняют природу через абстрактные сущности, позитивная — явлениям природы дается научное объяснение. Именно на последнем этапе берет верх наука, отвечающая на вопрос «как?», а не «почему?». Наука имеет одностороннее влияние на философию. Новая философия науки (позитивизм) признана выполнять задачи упорядочивания, систематизации, координации и кодификации научных выводов. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению вступает в силу только на научной стадии и говорит о том, что наблюдение – это основной метод получение научных знаний. Научное знание является, по Конту, преимущественно описательным. Согласно энциклопедическому закону, принципам движения от простого к сложному (1), от абстрактного к конкретному (2), от древнего к новому (3), Конт ввел иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (которую Конт и основал) и мораль.

 

Джон Стюарт Милль (1806-1873, «Система логики») отмечал, что все что мы знаем – это отношения последовательности или сходства фактов. Если эти отношения постоянны, то они формируют т.н. законы. Законы явлений – вот и все, что мы знаем относительно явлений. Именно индуктивное рассуждение основано на человеческой вере в единство природы. В своей «Системе логики» писал, что новое знание может быть достигнуто только эмпирически (даже математика имеет эмпирическое происхождение). Индуктивные методы по Миллю: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков. Также выделил интуицию (как метод косвенного познания) и дедукцию (для «развертывания» теорий).

 

Герберт Спенсер (1820-1903, 10 томов «Синтетической философии») в кантианской традиции выделял сферы познаваемого (чем должна заниматься наука и философия!) и непознаваемого (религия). По Спенсеру, в науке индукция обеспечивает преимущественно качественные предсказания, то дедукция – количественные. На начальном этапе индуктивно формируются теоретические законы и гипотезы, но развитая наука делает акцент на дедуктивном методе (на количественных предсказаниях). Закон эволюции Спенсера формируется на основе положения о неуничтожимости вещества и принципа постоянства движения. Эволюция, как основной закон, присущий всем явлениям опыта, - это интеграция вещества (переход от бессвязного к связности), это дифференциация (переход от однородного к разнородному) и это упорядоченность (переход от неопределенного к определенности). Но эволюция имеет предел, и поэтому историческое развитие может быть представлено как ряд последовательных эволюций.

 

Второй позитивизм (эмпириокритицизм — «критика опыта».)

 

Если создатели позитивизма были не профессиональными учёными, то второй позитивизм, напротив, характеризуется более тесной связью с наукой. Эрнст Мах, внес вклад в разработку целого ряда направлений физики. Рихард Авенариус, профессор Цюрихского университета, также сочетавший занятия философией с биологией и психологией. Цель данного направления позитивизма, по мнению авторов, — очистить опыт (науку) от метафизики. Личный опыт выражается в понятиях, являющихся историческими конструкциями и зависящих от социальных отношений.

 

Эрнст Мах («Механика. Историко-критический очерк ее развития», «Познание и заблуждение»,

1836—1916) критиковал механику Ньютона за введение понятий абсолютное пространство и время, поскольку они не наблюдаемы, а следовательно — фикции, поэтому их нужно изгнать из науки. Принцип нейтральности – в восприятии нельзя отделить, что относится к внешнему миру (физика, материя), а что к внутреннему миру воспринимающего (психика, идея), поэтому Мах рассматривает свою универсальную теорию - психофизика. Принцип экономии мышления: наука имеет целью заменить, то есть сэкономить опыт, предвосхищая факты. Поэтому предпочтение отдается наиболее простым теориям (принцип простоты, ил «внутреннего совершенства» по Эйнштейну). Процесс познания, по Маху, - это адаптация к среде, желание избавится от противоречий, где главное место принадлежит ОПИСАНИЮ. А также принцип Маха: инерция тела зависит от действия всех остальных физических тел во Вселенной.

 

Рихард Авенариус (1843—1896) выдвинул требование критики опыта: опыт следует проверить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Среди других идей Авенариуса принцип наименьшей траты сил, признание описания идеалом науки, отказ от объяснения, стремление к надпартийности, критический пересмотр всех истин, возвращение к «естественному понятию мира». А также проблема координации «Я и среды».

 

Пьер Дюгем (1861-1916, «Физическая теория, ее цель и строение») утверждал, что любая физическая теория – это объяснение (экономное представление законов) и классификация. Физическая теория последовательно проходит 4 стадии: измерение, выбор гипотез, математическое развитие теории, опытная проверка. Дюгем критикует индукцию, как метода построения гипотез. Также поднимает проблему абстрактного символа, который никогда не равен конкретному факту. Тезис Дюгема-Куайна (соотношение теории и опыта) - «Физик никогда не может подвергнуть контролю опыта одну какую-нибудь гипотезу в отдельности, а всегда только целую группу гипотез».

 

Жуль Анри Пуанкаре (1854-1912) утверждал, что любая наука имеет аксиомами и основными принципами конвекции. Конвекции условны, но непроизвольны. «Никакая наука не может быть истинной, а только удобной». Не все научные знания можно получить с помощью логики, важна еще и интуиция.

 

Третий позитивизм (логический позитивизм, «венский кружок» или постпозитивизм)

 

Как направление философии науки, третий позитивизм (логический позитивизм, «венский кружок» или неопозитивизм) возник из дискуссий группы интересующихся философией учёных-специалистов (математиков, физиков, социологов), которые в 20-х — 30-х годах регулярно собирались в Венском университете. Участники этого кружка были вдохновлены успехами двух видных мыслителей XX в.: Бертрана Рассела в области оснований математики («Principia Mathematica») и его ученика Л. Витгенштейна, положившего математические идеи Рассела в основание своей философии («Логико-философский трактат»).

 

^ Логические позитивисты решили перенести логико-математические идеи Рассела и Витгенштейна на философию науки и построить её, подобно математике, аксиоматически. Базисом (аксиомами) должны были служить бесспорные эмпирические факты («протокольные предложения»), которые образуют «эмпирический базис». Деятельность ученого сводится к установлению ПП (1) и обобщению их в «ЭБ» (2). Карнап: «философия природы была заменена философией науки».

 

В поисках истинного знания, по мнению венского кружка, следует обратиться не к психологическому анализу восприятий, а к логическому анализу языка. Феноменалистический язык, вещной язык, физикализм, логика предикатов. Л. Витгенштейна: атомарные высказывания образуют молекулярные (1), отрицание мира вне чувств (2).

 

^ Демаркация по критерию верифицируемости (когда сводится к ПП и проверяется на опыте) провалилась. Например, как проверить факт, что «при нагревании все тела расширяются»?

 

 

Неопозитивизм как философия науки (Венский кружок, К.Поппер)

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Представители Венского кружка Карнап, Шлик, Нейрод и др. Они занимались разработкой теоретико-методологических проблем языка. Венский кружок пытался преодолеть метафизику в результате логического анализа языка. Представители утверждали, что многие философские проблемы- это проблемы не точности языка.

 

Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Следует согласиться с неопозивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного знания. Одной из важных задач является отделение предложений которые имеют смысл, от тех которые лишены его с научной точки зрения, и т.о очистить науку от бессмысленных предложений. Различают три типа осмысленных предложении: 1.высказывания об эмпирических фактах; 2. предложения, содержащие логику следствия этих высказываний и построенные в соответствии с логическими правилами (могут быть сведены к высказыванию о эмпирических фактах) 3. предложения логики и математики (не содержат высказывания о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобразования уже имеющегося знания). Чтобы выяснить имеет ли предложения смысл необходим специальный метод - верификация Суть в сравнении предложений с действительностью, указании конкретных условий, при которых оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения заключается в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соответствии высказывания факту. Предложения же типа “душа человека бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены. Под фактами неопозитивизма понимают ощущения, переживания, словом состояние сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в процессе верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний.

 

Поппер критиковал принцип верификации, считая, что этот принцип асимметричен. Он предлагал концепцию роста знания, утверждая исходная проблема 1-временные решения- элиминация ошибки (проверка временных решений)- проблема 2 (в результате возникает новая проблема). Настоящая наука должна быть фальцифицируема, которая означает, что любая теория опровержима.

 

Представители Венского кружка и берлинской группы эмпирической философии (впоследствии – неопозитивисты) главной целью философии науки провозгласили логический анализ языка науки и создание унифицированного научного языка, подобного языку теоретической физики. Поэтому их потом стали называть логическими позитивистами. Пытались создать чистый, нейтральный язык наблюдения, попытались свести к наблюдению все теоретические понятия. Но не смогли исключить теоретические понятия из науки. С помощью критерия верификации пытались объявить лишенными смысла философские утверждения, ибо их невозможно проверить эмпирически. Всецело ориентировались на вопросы проверки и обоснования готовых результатов научного познания и совершенно не рассматривали проблемы развития и поиска нового знания. Задача философии состоит в обосновании существующего знания, а не в анализе его открытия. Придерживались гипотетико-дедуктивного метода исследования науки, согласно которому наука не должна заниматься изучением процесса генерирования и изобретения гипотез. Ее задача состоит в логической разработке гипотез, т.е. выведении всех необходимых следствий из них и сравнения их с результатами наблюдений и экспериментов. Логический позитивизм - направление неопозитивизма, разрабатывавшееся Венским кружком в 1920-1930 гг. Логический позитивизм: 1. обосновывает в качестве основного метода познания методологический анализ; 2.использует для подтверждения высказываний эмпирические процедуры, принцип верификации.

 

Логический эмпиризм - один из вариантов аналитической философии, являющийся непосредственным продолжением логического позитивизма конца 20 - начала 30-х гг. 20 в. Основные представители логического эмпиризма - Карнап, Рейхенвах, Г. Фейгль, К. Гемпель, Г. Бергман, Франк. В качестве «эмпирического языка науки» логический эмпиризм предлагал так называемый вещный язык, выражающий чувственно воспринимаемые физические явления, а не язык личных переживаний субъекта. Это не означало, однако, перехода на позиции философского материализма, поскольку принятие вещного языка не было связано для логического эмпиризма с признанием теоретического утверждения об объективном существовании мира вещей. Логический эмпиризм отбросил и выдвинутый в период Венского кружка принцип сводимости научного знания к эмпирически данному. Однако в научных понятиях логический эмпиризм видел лишь «удобные» и «целесообразные» формы организации чувственно данного, а не отражение объективной реальности. Признание того, что научное знание помимо эмпирически данного имеет специфическое сверхчувственное содержание, по существу не согласовывалось с исходными гносеологическими идеями Венского кружка - принципом верифицируемое и др., верность которым логический эмпиризм. пытался сохранить. Это вело к внутренней противоречивости и эклектичности его доктрины, которые обусловили глубокий внутренний кризис логического эмпиризма, начиная с середины 50-х гг., выражающийся в отказе от широковещательных программ, характерных для раннего логического позитивизма, в принятии ослабленных компромиссных вариантов.

 

Т. Гоббс, выступая с позиций материализма, пытается «развести» философию и теологию. Теология — это богооткровенное знание, которое не поддается рациональному анализу. В качестве важнейшего объекта философии у Гоббса выступает человек как существо не только природное и физическое, но и моральное, духовное. Человек — творец «искусственных тел», в том числе и таких, как культура и государственность. Поэтому законы государства должны быть основаны на природности, естественности. В то же время естественное состояние человечества базируется на чувственности, что может привести к самоистреблению людей. Именно разум играет важнейшую роль в учреждении государства путем общественного договора, в обсуждении и принятии которого должны участвовать все индивиды общества. Государство и гражданское общество — высшая ценность человеческого общежития, способная вывести человечество из варварского состояния войны всех против всех. Как номиналист, принимающий существование только конкретных единичных предметов, он исходит из того, что любое знание опирается на эмпирические факты. Но в науке такого знания фактов недостаточно, так как здесь достоверность опирается на всеобщее, а значит, недоступное опыту. Признавая в духе всего этого периода высшей наукой математику, он пытался увязать ее истины с сенсуализмом и с природой человеческого языка, развивая знаковую концепцию языка. Поэтому если для Декарта исходной основой знания является непосредственная интуиция, то для Гоббса — дефиниция (определение), т. е. слово, очищенное от неопределенности и многозначности.

 

Дж. Локк смещает предмет и задачи философии в область гносеологии (учения о познании). Занимая некоторое промежуточное положение между материализмом и идеализмом, он критикует теорию врожденных идей Декарта и платоников и доводит свою критику до отрицания всех всеобщих положений в науке, нравственности и логике. Однако Локк не мог отрицать некоторого внутреннего опыта человека, который, как оказалось, трудно объяснить чисто материалистически. И это приводит к созданию учения о первичных и вторичных качествах. С одной стороны, человек обладает знанием некоторых первичных качеств, которые являются свойствами самого предмета исследования, его внутренними сущностными характеристиками и никогда не изменяются. Это протяженность (величина), форма, число, движение и т.д. С другой стороны, имеются вторичные качества, т.е. качества, возникающие в результате нашего взаимодействия с объектом исследования. Они порождаются в нашем переживании и чувствовании, их мы воспринимаем с помощью соответствующих органов чувств и называем соответствующим цветом, вкусом, запахом и пр.

 

Если рационализм и эмпиризм, занимая различные позиции и используя разные познавательные приемы и разные методы обоснования истинности, исходят из принципиальной познаваемости мира, то Дж. Беркли и Д. Юм подвергают такую предпосылку сначала сомнению, а потом и резкой критике с позиций субъективного идеализма. Беркли, полемизируя с Локком, утверждает, что разделение на первичные и вторичные качества ошибочно, так как фактически все качества вторичны и их существование сводится к способности быть воспринятыми. Соответственно и понятие «материя» в смысле ее существования как чего-то объективного, субстанционального не имеет смысла, так как нет ничего вне нашего сознания. Существует лишь духовное бытие, в котором Беркли выделяет идеи как некие воспринимаемые нами качества. Они пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений и не являются копией предметов внешнего мира. Кроме того, в духовном бытии имеются «души», которые выступают в качестве активного начала, в качестве причины. Сходную позицию в области гносеологии занимает Д. Юм, который усиливает агностицизм Беркли.

 

Концепция развития научного знания К. Поппера

 

Против критерия верификации активно выступал Поппер, участвующий в заседаниях Венского кружка. Выдвинул другой критерий демаркации, или разграничения, подлинной науки от псевдонауки, в основе которого лежит возможность фальсификации, или опровержения, научных гипотез и теорий. Несмотря на критику верификации, Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки должна заниматься только вопросами обоснования научного знания. Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились прежде всего методологические построения Поппера, который предложил радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то, и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имел большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано ил поздно окажутся опровергнуты.

 

Карл Поппер (1902-1994) рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся.Этот аспект анализа науки он представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим. Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированной дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в эпистемологии еще с Эвклида. Рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост знаний не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену более лучшими и удовлетворительными. Основным механизмом роста знаний является механизм предположений и опровержений. Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и устранения ошибок и есть ни что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации – вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. Рост научного знания – частный случай мировых эволюционных процессов. Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм. К необходимым средствам роста научного знания относятся такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии. Три основных требования к росту знания: 1) Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи; 2) Она должна быть независимо проверяемой, т.е. должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования; 3) Хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки. Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

 

Тезисы Поппера: 1.Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора. 2.Эволюция представляет собой эволюцию по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс. 3Устранение прежних теорий, которые оказываются ошибочными.4.Против БАДЕЙНОГО принципа познания – традиционной теории познания. Отрицает существование непосредственно чувственных данных, ассоциаций и индукции через повторение и обобщение.5.Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)