|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раскрутите свою цель в осознанном сне
Возможно, что вам для достижения вашей цели окажется достаточно одного намерения, но это в обычном сне. Однако, более надежный путь -- это сначала осознать состояние сна, а потом искать цель. При тускнеющей картине сна в осознанном сновидении, почувствовав приближение пробуждения, вращайтесь, повторяя свою целевую фразу, пока не попадете в новый сон -- пусть, это будет тот сон, который вы задумали.
УПРАЖНЕНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ НАСТРОЙКУ И ПЕРЕКЛЮЧИТЕ КАНАЛ
Считайте эту технику противоположной магической транспортации, связанной с вращением и полетами. По желанию измените свое окружение, не перемещаясь в другое место. Начните с мелких деталей и постепенно переходите к более существенным. Ваши попытки изменить обстановку сначала должны быть медленными и незаметными, а затем более явными. Окружающее вы можете рассматривать как бесконечно пластичный "материал для умственного моделирования". Некоторые онейронавты по примеру Алана Уорсли освоили для этой цели телевизор. Желая изменить сценарий, они представляют, будто действие разворачивается на огромном трехмерном телевизионном экране, и в руках у них дистанционное управление.
СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
Недавно я видела себя во сне на скучной вечеринке, и уже собираясь уходить, поняла, что это сон. Я постаралась перевоплотиться в разных людей. Сначала это были только женщины, но потом, раз это сон, я решила побыть и почувствовать себя и мужчиной -- и стала им. (Б.С., Альбукерке, Нью-Мексико).
В реальной жизни у нас много запретов. На все существуют свои правила: как надо поступать, как не надо, как сделать что-то лучше всего. Одно из основных восхитительных свойств осознанных сновидений -- это огромная, ни с чем не сравнимая свобода. Осознав, что спит, человек неожиданно зачастую впервые в жизни чувствует, что он ни чем не ограничен. Он может делать или ощущать все, что угодно. В сновидениях мы можете испытывать ощущения или фантастические события, невозможные в бодрствующем состоянии. Во сне доступно не только познакомиться с фантастическим персонажем, но и стать им. Сновидцы не ограничены своей телесной оболочкой. Вы можете превратиться в прекрасный сад или цветок. Алан Уорсли проделывал удивительные эксперименты, например, расщеплял себя надвое и соединял руки в голове19. Многие онейронавты проходят сквозь стены, дышат в воде, летают и путешествуют в космосе. Отбросьте привычные критерии, пытайтесь осуществить то, что может быть только во сне.
ГЛАВА 7
ПРИКЛЮЧЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ
Несколько лет тому назад я пыталась похудеть. Мне снилось, будто я нахожусь в продуктовом магазине, булочной или ресторане, и кругом -- пища. Я осознавала, что сплю, и поэтому могла есть все, что захочу. Я объедалась всем этим изобилием, различая при этом даже вкус пищи. Чувство сытости -- не полноты, а именно сытости -- сохранялось и в бодрствующем состоянии, и когда днем у меня возникало желание съесть что-нибудь лишнее, я просто думала: "Это я съем сегодня во сне". (С.С., Котати, Калифорния)
Я всегда хотела стать профессиональной танцовщицей, а больше всего -- балериной. Моя мать, однако, была против, из-за того что дома было много работы тяжелые условия жизни. Постепенно я смирилась с этим и никогда больше не воспринимала свои мечты всерьез. Однако, желание танцевать осталось и вылилось в несколько восхитительных сновидений, где я попробовала новые движения или па, которые видела или о которых знала, но нигде, кроме как в мечтах, не могла повторить. (Б.З., Солт-Лейк Сити, Юта)
Исполнение желаний во сне (в мечтах) имеет непосредственное отражение в разговорной речи: мы говорим "мужчина твоей мечты" или "дом твоей мечты", или "пусть сбудутся мои самые сладкие мечты". Эти метафоры показывают, что сердцем каждый человек чувствует, что по крайней мере, одним своим свойством сны принципиально отличаются от бодрствующего состояния -- в них вы можете реализовать свои невероятнейшие фантазии, увидеть, как сбываются ваши сокровенные мечты и испытать радость и удовлетворение даже тогда, когда в бодрствующем состоянии вам эти чувства недоступны. В сновидениях Золушка может оказаться вместе со своим принцем, заключенный -- почувствовать сладостную свободу, калека может ходить, а старик -- снова стать юным. Исполняется любое желание, сколь бы нелепым оно ни показалось в обычной жизни. Исполнение желаний в сновидениях переживается несколько по-иному, чем аналогичные события наяву, хотя ощущения от этого не менее интенсивны и приятны. Как сказал психолог Хейвлок Эллис: "Сновидения реальны, пока они есть. Разве нельзя то же самое сказать о жизни?"1 В начале обучения контролю над сновидениями вполне естественно использовать их для реализации своих желаний. В состоянии осознанного сна становятся доступны захватывающие полеты над прекрасной местностью, страстная любовь с избранником своего сердца, веселые вечеринки, захватывающий спуск на горных лыжах и множество других приятных переживаний. Яркий пример такого рода удовольствия дает один из снов психолога Кена Кельцера:
...Я пробыл в сновидении долгое время, когда обнаружил, что лежу на койке в комнате, похожей на старый гостиничный номер. Я вытянулся во весь рост и взлетел. Безо всякого усилия, ногами, просунувшимися сквозь прутья в спинке кровати, я приподнял ее над полом. Потом мы вместе с кроватью стали летать по комнате, пока я думал, как осмотреть другие комнаты в этом отеле. Неожиданно я понял, что сплю, и вместе с радостью меня охватило знакомое чувство щемящего головокружения.... Я запел "Спящую красавицу". Я пел ее с чувством, от всего сердца. Одновременно я услышал мелодичный звон музыкальной шкатулки. Она играла "Спящую красавицу", идеально аккомпанируя моему голосу, подстраиваясь под его вибрации, темп и ритм, а я повторял слова песни снова и снова. Я чувствовал, как прекрасно снова ощутить состояние ясности, и что "Спящая красавица" -- лучшая моя песня. Потом вокруг меня возникло множество мерцающих разноцветных огней. Это были сотни радужных капелек, крошечных спектров, парящие и спирально закручивающиеся кольца белого света и множество мелких блестящих украшений, кружащихся повсюду. Я был очарован этим ослепительным водоворотом музыки, света и цвета. Это был фантастический праздник чувств, миниатюрное психоделическое световое шоу, гораздо более утонченное, чувственное и захватывающее, чем все, что мне доводилось видеть...2
Для начала попробуйте, если хотите, испытать подобную радость сами. Это стоит сделать по нескольким причинам. Врачи и психологи говорят, что положительные эмоции благотворно влияют на здоровье. А педагоги добавляют, что когда задание нравится, его легче выполнить. В недавно вышедшей книге Роберта Орнштейна и Дэвида Собеля "Здоровые удовольствия" обсуждается множество путей благотворного влияния положительных эмоций на здоровье3. Авторы заключают, что врожденное стремление к удовольствиям и приносящему их роду деятельности продлевают нашу жизнь, делая ее счастливее. Самые здоровые люди, как привило, те, кто любят и умеют радоваться жизни. У них более низкое кровяное давление, меньше риск сердечно-сосудистых и раковых заболеваний, выше иммунитет и ниже чувствительность к боли. Можно конечно возразить, что тратить время на забавы -- слишком большая роскошь. Но если у вас есть время поспать ночью, значит, есть время и на развлечения. Научившись осознанному сновидению, вы откроете для себя неисчерпаемый источник любых развлечений, какие только можно вообразить. Время, потраченное на игры и удовольствие во сне -- это время, потраченное на приобретете дополнительного навыка осознанного сновидения. Научившись же делать это по своему желанию, вы получите мощное средство, позволяющее улучшить вашу жизнь. Последующие главы посвящены многочисленным применениям осознанных сновидений. Они могут оказать помощь в приобретении других навыков, в преодолении кошмаров, в развитии гибкости ума и в самореализации. Но в первую очередь, осознанное сновидение -- это приятное времяпровождение. Легко и с удовольствием достигаемое состояние осознанности обеспечит идеальные условия для обучения и отработки навыков поведения в реальной жизни. Возможно, для многих людей исполнение желаний станет главным в осознанном сновидении, и это обогатит их жизнь. Однако, исполнение желаний не следует воспринимать как конечную цель. Многие из вас захотят заглянуть и глубже, и выше, и, узнав больше о состоянии сна, применить свое искусство к решению практических задач. Но на пути реализации своих высоких планов у вас не раз будут вставать более земные вещи. Это еще одна причина, почему на первых порах следует без раздумий уступить своему гедонизму и любопытству.
СЕКС В СНОВИДЕНИЯХ
Моя способность испытывать оргазм сильно подвержена влиянию стресса и депрессии. Испытывая в течение нескольких месяцев постоянную тревогу, я, казалось, утратила способность получать сексуальное удовлетворение. Я знала, что это не связано с моим отношением к партнеру и всему, что он делает (или не делает). Депрессия, вызванная сексуальной неудовлетворенностью, усиливала общее состояние стресса. Но однажды ночью я увидела следующий сон. Я оказалась в фильме ужасов. Там был не то замок с привидениями, не то заброшенный монастырь, где, по-видимому, должны были произойти ужасные события. Я прошлась возле того, что считала таинственным замком, как вдруг он превратился в большой, призывно светящийся универмаг. Я подумала, что это ловкий трюк, который должен завлечь людей в этот ужасный замок, и несмело вошла внутрь. Все выглядело как будто бы нормально, но мне везде чудилась затаившаяся опасность. Но потом я поняла, что страхи мне видятся потому, что это ночной кошмар. Эта мысль радикально изменила мое отношение к окружающему, и без страха, с чувством любопытства я вернулась в прежний сюжет, только теперь в поисках приключений. Я заметила в одном конце помещения нескольких людей, возящихся с видеокамерой, а в другом -- видеоэкран. Мне захотелось получить на нем свое собственное изображение, и я встала напротив камеры, одновременно глядя на экран. Постепенно мои мысли приобрели сексуальную окраску, и у меня возникло желание увидеть себя на экране раздетой. Поначалу было трудно добиться, чтобы экран показывал что-нибудь кроме моей спины выше пояса, к тому же закрытой одеждой. Но постепенно я выбрала правильную позицию и начала снимать джинсы. Меня охватило сексуальное возбуждение, которое быстро нарастало и закончилось мощнейшим оргазмом -- первым за два месяца. Сразу после этого я проснулась в растроганных чувствах. В первый же вечер вслед за этим сном я с легкостью испытала свой первый за два месяца оргазм в бодрствующем состоянии. И следующие несколько недель, несмотря на то, что тревожная ситуация сохранялась, я испытывала его, когда хотела. (А.Л., Санта-Клара, Калифорния)
Я отбываю срок в федеральной тюрьме. Меня очень заинтересовала статья о том, что можно сохранять осознанность во время сна, поскольку я имел подобный опыт, доставивший мне большое удовольствие. Эти сны давали мне возможность хоть иногда не чувствовать себя заключенным. В одном таком сне я стал осознавать, что если захочу, то смогу контролировать окружающую меня обстановку, так как она создана моим подсознанием и поэтому подчинена моей воле. На мгновение я задумался, что бы мне сделать. Первое, что пришло в голову, была мысль о женщине, которой у меня не было вот уже несколько лет. Неважно, что это будет лишь сон, ведь все вокруг выглядит по-настоящему. Там, где я сидел, были еще двое парней. Я посмотрел на них и сказал, что мы спим. Потом я сказал, что сидел в тюрьме, а сейчас хочу женщину. Они мне ничего не ответили, только посмотрели как на сумасшедшего. Тогда я повторил свою просьбу и стал думать о ней. Тогда парень, сидевший за столом, сказал, чтобы я прошел в другую комнату. Я встал, направился к двери, и перед тем, как войти, сосредоточился на своем желании. В комнате на кровати лежала женщина, которую я видел во сне раньше. Я снял одежду и залез к ней в постель. На протяжение всего полового акта я продолжал сосредотачиваться на поддержании осознанности, потому что в предыдущих снах такого рода я пугался или терял контроль над собой, и просыпался. Я осознавал каждое переживаемое мгновение. Когда мы закончили, я откинулся на подушку и тут же ощутил знакомое чувство скольжения куда-то. Я понял, что сейчас войду в темноту, в которую всегда попадаю при выходе из такого рода снов, и проснусь. (Д.М., Терре-Оут, Индиана)
В этом сне я перенеслась во французскую провинцию. Я скакала на красивой лошади рядом с актером Майклом Йорком, с которым всегда хотела, но не могла познакомиться (и к которому много лет испытывала страстное влечение). Был конец дня, и мы остановили лошадей, чтобы прогуляться по полю, покрытому прекрасными цветами, благоухание которых мы оба отчетливо ощущали. Осыпая друг друга цветами, овеваемые прохладным ветром, мы упали на мягкое ложе из цветов, ставшее для нас ложем любви. Обратно в замок мы возвращались вместе на одной лошади, а другая скакала сзади, управляемая моим голосом. Когда мы добрались до замка, Майкл отвел лошадей в стойло, а я поднялась по лестнице в огромную мраморную ванную, с белоснежной купальней и крышей из цветного стекла. Погрузившись в теплую искрящуюся воду, я представила себе обнаженного Майкла, который не замедлил появиться и присоединиться ко мне. После долгого купания, во время которого мы заснули, обнявшись, в струившейся вокруг нас воде, мы перешли в спальню. Там я снова подумала о красном вине (Марго'73), печенье и джеме, и они тут же появились. Завернувшись в мягкие, белые, тонкие простыни из плотного шелка, мы взяли вино в постель, и после этого я сразу проснулась. (Дж.Б., Лонг-Айленд Сити, Нью-Йорк)
Как и следовало ожидать в свободной стране, тема секса очень часто встречается в осознанных снах людей. Согласно психологу Патриции Гарфилд, опытной сновидице и известному автору книг о сновидениях, "оргазм является естественной частью осознанных сновидений: мой личный опыт убеждает, что осознанное сновидение оргазмично". По ее словам, две трети ее осознанных снов так или иначе связаны с сексом, и примерно половина из этой доли завершается оргазмом, который не хуже, или даже лучше, чем переживаемый наяву. В "Пути к экстазу" Гарфилд описывает свои оргазмы в осознанных сновидениях как переживание "глубочайшей" интенсивности; она ощущала также "единство тела и духа, сотрясаемое взрывами чувств... которое лишь изредка бывает в состоянии бодрствования"4. Интенсивные проявления сексуальной активности в осознанных сновидениях имеют как психологические, так и физиологические причины. Что касается физиологии, то наши исследования в Стэнфорде показали, что осознанные сновидения случаются во время очень активной фазы БДГ-сна, связанной с усилением вагинального кровотока или эрекцией пениса. Эти физиологические факторы, а также отсутствие во сне каких бы то ни было социальных ограничителей, делают секс в осознанных сновидениях частым явлением. Данные открытия дают возможность использования осознанных сновидений в качестве нового терапевтического средства сексологами, а также новую надежду людям, страдающим различными формами психосексуальных расстройств (некоторые виды импотенции, преждевременная эякуляция, труднодостижимый оргазм и т.д.). Как и многие новые идеи, основанные на открытиях осознанно сновидящих, данная идея еще не проверена и ждет своих исследователей. Тем не менее, почти очевидно, и это демонстрируется вторым из приведенных выше примеров, что осознанные сновидения могут помочь в решении сексуальных проблем заключенным в тюрьмах, работающим в изоляции или тем, кто не может разрешить их по-другому ввиду физических недостатков. Значимость секса в сновидениях сильно варьирует для различных людей. Для одних это просто приятный отдых, для других — залог целостности личности. Иногда это может даже послужить поводом для размышлений, как, например, в случае Сэмюэля Пеписа, записавшего в своем дневнике 15 августа 1665 года следующий сон:
... Я держал в объятиях леди Кастлмейн, и она позволяла делать с ней все, что я хочу. Но затем я понял, что это может быть только во сне, и каким счастьем было бы нам умереть в этот миг величайшего наслаждения.... Сны бывают разными, но после таких, как этот, не стоит так уж бояться смерти, как это делают люди в наше чумное время.
ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Радостно и беззаботно я кружился в воздухе над садом. В течение длительного времени я выполнял всевозможные фигуры высшего пилотажа, с неподдающимся описанию ощущением свободы. Потом я спустился на землю, чтобы полюбоваться садом, и понял, что нахожусь здесь в полном одиночестве, а также, что я сплю и вижу сон. Меня поразила реальность моего тела во сне и позабавили попытки ущипнуть себя. Я ощущал себя так отчетливо, как только может ощущать бодрствующий человек! Присев на камень на краю сада, я решил всерьез поразмыслить над этим вопросом. В голову пришла следующая мысль: "Степень осознанности, которую можно достичь во сне, находится в прямой зависимости от осознанности нашего восприятия в бодрствующей жизни". То, что такая неординарная и конкретная мысль возникла в состоянии сна, меня поразило, и я принялся изучать условия своей бодрствующей жизни как бы со стороны, чего нельзя было бы сделать в ней изнутри. Поразительно, но у меня получилось и это, так что я стал даже испытывать некоторые опасения. Я решил встать и обследовать окрестности. Я заметил, что сад -- это декорация. Все цветы, окрашенные в яркие цвета, стояли на изящно сделанных подставках. Меня, как художника, привлекло мастерство, с каким они были раскрашены. Потом я прошел за кулисы по коридору, оклеенному красными шершавыми обоями. Хотя я понимал, что нахожусь во сне, меня привлекало множество деталей вокруг, и я дотронулся до обоев, чтобы ощутить их шероховатость. В конце коридора стоял книжный шкаф, и я с увлечением стал читать заголовки книг, ощупывать их кожаные переплеты и рассматривать картинки. (Д.Г., Вудленд-Хиллз, Калифорния)
Я ехала днем по ровному двухполосному шоссе, когда вдруг в долю секунды стемнело. Я чуть было не врезалась в медленно идущий впереди меня трейлер. Некоторое время я поднималась за ним в гору, становившуюся все круче. Потом я взглянула направо и увидела темный силуэт другого трейлера, съезжающего на правую обочину, потом еще один вдоль дороги у подножия горы. Когда же я вновь посмотрела на дорогу, моя машина, оставив всех позади, понеслась вперед, и я с захватывающей дух скоростью вылетела на просторы Вселенной. Я знала, что сплю, поскольку слышала рядом храп своего мужа и знала, что лежу в постели. Я была пятном света, несущимся с огромной скоростью сквозь пространство, и это придавало мне силы. Я кричала: "Да! Да!" -- и могла видеть все вокруг на 360 градусов. Впереди и справа я могла видеть озаренную светом нашу планету; слева и сверху был еще один вращающийся шар. Посередине этого шара, разворачиваясь наподобие ленты, пульсировала, сверкая мозаикой ярких цветов, энергия, и я слилась с ней. Потом из этой ленты вышли музыкальные ноты, которые я видела, но не слышала. Потом вышли в беспорядке буквы алфавита. Потом цифры, опять же, безо всякого порядка, и, в самом конце, символы: круг, треугольник, несколько других и множество таких, каких я ни разу не видела. "Это все есть мудрость Вселенной," -- сообщили мне телепатически. Я стала по кривой передвигаться на заднюю сторону шара, но подумала, что, наверное, умираю, что у меня сердечный приступ или удар (хотя никакой боли не чувствовалось), и возвратилась обратно в свое тело. Пока я была там, я совершенно не чувствовала себя женой, матерью, бабушкой, бывшим секретарем и т.д. (кем я являюсь). Там я была одна, но не в одиночестве, а как часть единого целого. Оно было теплым, спокойным, ярким и казалось мне чьим-то шепотом. Там я чувствовала в себе бесконечно больше жизненности, чем когда-либо здесь, хотя всегда была активной женщиной. Жалею только, что я побоялась "облететь вокруг кривой". (А.Ф., Мелроуз, Нью-Йорк)
Исследование осознанных сновидений приносит много радости. Их миры притягивают своей изменчивостью, захватывающим неземным очарованием, на фоне которого регулярно происходят неожиданные и невозможные вещи. Для исследователя они интересны ничуть не менее, чем любое место в реальном мире. Фактически же, мир осознанных сновидений имеет еще и ряд преимуществ: попасть в него можно с минимальными усилиями и без денежных затрат, и, в отличие от Парижа, Китая или Гаити, вы никогда не пересмотрите всех его достопримечательностей. Более того, вам не придется страдать морской болезнью, торчать в аэропорту или сокрушаться по поводу пропажи своего багажа. Путешествия в осознанных сновидениях абсолютно безопасны и, для большинства людей, почти всегда приятны. Мы не утверждаем, что осознанно сновидящие никогда не попадают в проблематичные, стрессовые ситуации, но подвергаясь такого рода испытаниям (например, будучи схваченными демонами, палачами или другими монстрами), они на самом деле находятся в безопасности, в своей постели. Что бы с ними ни происходило, вскоре они обнаружат, что вернулись в старый добрый физический мир. Если, например, во сне опасность застала вас врасплох, вы можете проснуться весь в поту, но целый и невредимый. А если при помощи осознанности вы преодолеете свои страхи, то проснетесь, окрыленные победой. Путешествие расширяет сознание, потому что благодаря ему человек попадает в новые непривычные ситуации, не похожие на привычный мир его повседневности. Осознанные сновидения предоставляют широкие возможности для расширения сознания. Бесстрашное, непредвзятое исследование своих снов подарит вам новые знания о себе и о других. Как сказал Гете: "Если вы хотите узнать себя, наблюдайте поведение других. Если вы хотите познать других, загляните в собственное сердце"5. В осознанных сновидениях есть чему поучиться. Если вы чутки и внимательны в своих наблюдениях, вы можете обрести величайшее богатство -- самого себя. Исследование сновидческой реальности сближает вас со своими снами, помогает распознать признаки сна и, следовательно, облегчает достижение осознанности во сне. По мере приобретения опыта вы научитесь безошибочно различать сон и бодрствование. Начинающим это часто не удается, потому что они попадаются на удочку "реальности" картин сновидения. Следующий пример показывает, как эта тенденция заставила одного из нас потерпеть неудачу при попытке распознать признак сна с ироническим оттенком.
По дороге в аэропорт Кеннеди, куда мы ехали с отцом, я стал испытывать беспокойство по поводу машины, которую мы должны оставить в аэропорту, когда улетим в Сан-Франциско. Я вдруг осознал, что совершенно не помню, как эта машина попала сюда, в Нью-Йорк. Что-то было не так! Я взглянул на отца, и он загадочно усмехнулся. Да, наверное, он что-то знает, но я все еще этого не понял. Машины, идущие мимо нас, были абсолютно нормальные, в них сидели люди, спешившие по своим делам. Все они имели решетку радиатора и номерные знаки. Внутренняя отделка салона моей машины была такой, какой ей и надлежало быть. Но когда я проснулся, то сразу же вспомнил, что мой отец уже десять лет как умер, и почувствовал себя дураком, что не сумел распознать такой очевидный признак сна только из-за его кажущейся реалистичности. Я твердо решил в будущем не делать больше этой ошибки, и на следующую ночь, увидев во сне своего умершего друга, осознал, что нахожусь во сне, несмотря на то, что место нашей встречи выглядело абсолютно реалистично. (Х.Р., Милл-Вэлли, Калифорния)
В осознанном сновидении вы постоянно должны анализировать окружающий мир, обращая внимание на все проявления правдоподобия. Это поможет понять, что яркость впечатлений не имеет ничего общего с реальностью восприятия, и позволит делать меньше ошибок, принимая видимое за действительное. Вы научитесь различать эти два мира, изучив их особенности: в сновидениях все гораздо подвижнее, чем в мире бодрствования, там часто нарушаются физические законы, умершие или воображаемые персонажи появляются наряду с живыми, и нищие несутся вскачь на конях своих желаний.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ: ОТ УОЛТЕРА МИТТИ ДО ГЕРОИЧЕСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ
Первое осознанное сновидение, которое я могу ясно вспомнить, относится к пяти- или шестилетнему возрасту. Мне приснилось, будто я лечу вокруг Земли на ракете, которую я сделал из мусорного контейнера. Дно было стеклянным, и в полете мне открывался прекрасный вид на мир. Когда пришло время приземляться (моя ракета не была для этого приспособлена), то я сказал себе: "Пора вставать," -- и проснулся. Хотя иногда я подлетал к земле рискованно близко, я не боялся возможной катастрофы, потому что знал, что сплю и в любое время могу проснуться. Этот сон подарил мне много радости, которую я ощущал почти полгода. (К.М., Ратдрум, Айдахо)
Каким удивительным открытием было для меня прочитать сегодня статью о ваших исследованиях осознанных сновидений! Всю свою жизнь я летала во сне, и крылья моего воображения пронесли меня сквозь множество необычайных приключений. Я разговаривала с медведями, собаками, енотами и совами; я плавала с дельфинами и китами, дыша под водой, как рыба. (А.Г., Чико, Калифорния)
Я астроном и горжусь своим умением тщательных наблюдений. Мне хотелось бы внести свой вклад в изучение состояния сна. Я спас Землю от ядерной войны, Галактику от взрыва ее ядра, Вселенную от тепловой смерти. Я десятки раз перевоплощался другой личностью и имел другое тело, живя в разные времена, от древности до технотронного будущего. Один из самых интересных сюжетов возникал в моих сновидениях на протяжение более пяти лет. В нем я жил в очень далеком будущем, в теле, которое очень сильно отличалось от моего нынешнего. В этой "вложенной" жизни я тоже засыпал и, что интересно, хотя осознанных снов я при этом не видел, каждый раз, пробуждаясь из такого "вложенного" сна, я мгновенно осознавал, что нахожусь в осознанном сновидении и решал остаться в нем. Все это происходило в далеком будущем, когда Луна распалась на красивые разноцветные кольца, которые я с женой и маленькой дочкой наблюдал прохладными вечерами. (С.К., Эль-Пасо, Техас)
Человеческое сознание является неисчерпаемым источником приключений. Оно создает волшебные сказки и научную фантастику, фантазии и галлюцинации (и кошмары!). Великие сказочники встречаются редко, но каждый из нас способен переживать прочитанное и, удовлетворяя потребность в острых ощущениях, придумывать собственные сюжеты. Классическая сказка Джеймса Тербера "Тайная жизнь Уолтера Митти" предлагает нам американский образец "комнатного" искателя приключений. Уолтер Митти -- кроткий и незаметный в обыденной жизни, в своих фантазиях был героем. Каждый из нас, кроток он в повседневности или нет, может быть героем в своих сновидениях. Многие из писавших нам людей отмечали, что свой первый опыт осознанных сновидений они, как дети, использовали для увлекательных приключений, представляя себя конными рыцарями, принцессами или космонавтами. Подобные возможности пригодятся тем, кто в глубине души любит приключения, или же тем, кто просто хочет острых ощущений. Некоторые из наших корреспондентов сообщали, что они неделями регулярно проводили ночи в приключениях, -- как некоторые проводят жизнь за чтением рассказов о путешествиях, фантастики или вестернов. Способность сопереживать персонажам фантастических историй дает первичный материал, на основе которого строятся наши личные приключения. Для начала можно представить себя Айвенго или Мата Хари в тех ситуациях, о которых вы читали или видели в кино. Но в отличие от них, ваше приключение будет развиваться независимо, получая новое продолжение каждую ночь или каждый БДГ-период.
УПРАЖНЕНИЕ: НАПИШИТЕ СЦЕНАРИЙ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Я всегда рассматривал сны как бесконечную историю, в которой всегда был главным действующим лицом. То, что происходит в моей повседневной жизни, по телевизору или в кино, трансформируется в эпизоды моей "истории". Встречаются там и люди, с которыми я знаком. Но главным образом мои сны построены из ситуаций, которые я действительно хотел бы увидеть в реальной жизни. (Д.У., Бруклин, Нью-Йорк)
Нередко онейронавты сообщают, что они сознательно пишут сценарий, ставят свои "произведения" и играют в них главную роль. Одна дама сообщила даже, что она в конце прокрутила титры и проснулась довольная своей собственной шуткой. Придумывая сценарий для своего приключения, начните с простого сюжета. Не стесняйтесь заимствовать его у Шекспира, из старинных сказок или комиксов (Супермен, кстати, частый гость в осознанных сновидениях). Варьируйте его по своему усмотрению. Если случится что-нибудь, не предусмотренное в сценарии, следуйте новому развитию событий и смотрите, что из этого получится. Когда вам наскучат уже известные сюжеты, набросайте несложный собственный. Сосредоточьтесь на нем перед сном, а войдя в осознанное сновидение, посмотрите, удалось ли вам "снять фильм". Ниже приводится несколько возможных заголовков, в зависимости от характера приключений, которые вас привлекают. Выберите наиболее подходящий:
На грани неведомого В поисках Грааля. В погоне за мечтой Астронавт Путешественник во времени
СОН ГЕРОЯ
Воображение и склонность к авантюре заставляют работать многие уровни сознания. На самом нижнем уровне они удовлетворяют потребность в острых ощущениях и способствуют реализации желаний. Но они могут также помочь сосредоточиться на наших целях, заглянуть в будущее, свое и мира, а на высшем уровне, помогают понять значение и смысл жизни. Тем из вас, кого интересует литература по психологии и мифологии, кто хочет, чтобы сценарии его осознанных сновидений послужили развитию высших уровней сознания, мы рекомендуем книгу мифолога Джозефа Кемпбелла "Герой с тысячью лицами".6 Начинает ее Кемпбелл с того, что героические подвиги во всех мифологиях, независимо от их происхождения, имеют стандартную структуру. Согласно его теории, в мифах находят отражение символы, не зависящие от конкретной культуры, но имеющие глубинные корни в человеческой психике. Погружаясь в классические мифы, сновидец может проследить пути зарождения и развития человечества, представленные в виде мифов в микрокосме его собственного сознания. Схема "мономифа" Кемпбелла может помочь вам при написании сюжетов своих подвигов. Стандартный путь мифического героя подчиняется символической формуле уход -- посвящение -- возвращение, которую можно назвать ядром мономифа. "Герой бросает вызов миру повседневности и уходит в мир сверхъестественного; там он сталкивается со сказочными силами и одерживает решающую победу; герой возвращается домой из своего похода, чтобы творить добро ближнему."7 Подобный сюжет вы найдете у любого народа, делает вывод Кемпбелл, хотя места и персонажи могут называться по-разному. По признанию Джорджа Лукаса, книга Кемпбелла оказала сильное влияние на трилогию "Звездные войны". Давайте посмотрим, как история Люка Скайуокера вписывается в цитированную выше формулу, чтобы вам было понятнее, как самому составить подобный сюжет. В начале трилогии Люк обыкновенный парень, не подозревающий, какие мощные силы в нем дремлют. Он не понимает, что появление Оби-Ван Кеноба (старого мудреца) означает поворотный момент в его жизни -- фазу "ухода", которую Кемпбелл назвал "зовом на подвиг". Люк, отрезанный от привычного ему мира после убийства его дяди и тети, пускается в путь. По дороге он одерживает победу над собой -- установив контакт с "Силой" внутри себя, которая позволила ему спасти мир от коварных планов Дарта Вэйдера ("темная личность" в черном плаще и маске, как будто сошедшая со страниц Юнга). Вы можете начать путешествие своего героя с известного вам места. Вам стоит преодолеть искушение и вместо привычных для своих осознанных снов развлечений отправиться на поиски нового. Ваша миссия может заключаться в отстаивании свободы, в открытии легендарной страны, например, Шамбалы или Оз, или в восстановлении магического объекта, такого, как Кольцо Силы. По схеме Кемпбелла, фаза ухода проходит через несколько стадий: "игнорирование зова" (боязнь покинуть насиженное место), "сверхъестественная помощь" (старый мудрец или Божья Матерь), "преодоление первого порога" (первый шаг в неизвестность) и "чрево кита" (невозможность повернуть вспять). К этому времени обычная жизнь остается далеко позади и начинается "фаза посвящения", стадией "дорога испытаний", на которой героя поджидают драконы и злодеи, темные и разрушительные стихии, и другие опасности, которые он мужественно преодолевает. Заключительная стадия посвящения, "решающий подвиг", -- это достижение цели. Принцесса освобождается. Кольцо Силы восстанавливается. Тин Вудсмен находит свое сердце. Но в мифах, как и в осознанных сновидениях, достижение цели еще не значит завершения событий. Последняя, и самая героическая, фаза наступает, когда герой возвращается в обычный мир (бодрствования?), принеся с собой нечто новое, способное изменить не только его жизнь, но и жизнь всех людей. Он может жениться на принцессе и стать мудрым правителем своей страны.
УПРАЖНЕНИЕ: ВЫ — ГЕРОЙ
Придумайте наиболее для вас подходящую героическую историю. Можете использовать сюжет какого-нибудь классического мифа или рассказа, или сочинить свой собственный, основываясь на приведенной выше схеме. Предварительно можете попрактиковаться на "Звездных войнах", "Тысяче и одной ночи", или "Кольце нибелунгов". Изучите действующих лиц и их действия на каждой стадии мономифа. Не надо составлять детальных планов, сочинять диалоги и т.п. Просто отметьте, какие сцены из выбранного вами сюжета могут произойти в соответствии с этой моделью. Запишите их в виде кратких предложений. Прочитайте сюжет перед сном. Достигнув во сне осознанности, вспомните свой сюжет: отвернитесь от обыденного, откройтесь руководству и начинайте ваш поиск.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |