|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗГОВОР ДВУ ПРИЯТЕЛЕЙ О ПОЛЬЗЕ НАУКИ И УЧИЛИЩАХВ. Н. Татищев 1. Вопрос. видя ваши поступки с вашим сыном, котораго вы хотя одного имеете, но не пожалели в так молодых летах от себя отлучить и в чужестранныя училища послать, прихожу в недоумение, какую бы вы из того пользу иметь чаяли Ответ. Истинное бо увеселение в детех есть разум и способность к приобретению добра, а отвращению зла. Разум же без научения и способность без привычки или искуства приобретена быть не может. И тако, чтоб разумен был, надобно ему прежде учиться. 2. мне сумнительно, чтоб подлинно благополучие человека в науке состояло, ибо приклады видим довольные, что неученые в великом благополучии, богатстве и славе, а ученые в несчастии, убожестве и презрении находятся. Ответ. нам так весьма со стороны кажется, что кто в богатстве и славе живет, тот в совершенном благополучии живет, токмо в том весьма ошибаемся. Ибо ежели б на их внутреннее состояние посмотрели, то б, конечно, иначе разсуждали, 3. Сие хотя правда, что благоразумной человек и в убожестве довольнее, нежели глупый в богатстве и чести, но я вас прошу прежде мне сказать, что есть наука. Ответ. Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать. 5. Что есть внутреннее знание? Ответ. «еже знати, что добро и зло» (Бытия, гл. 3, ст. 5), то есть что ему полезно и нуждно и что вредно и непотребно. 6. Сей ваш ответ не то же ли значит, что Адаму диавол чрез змию сказал: «Когда снесте от древа заповеданнаго, то познаете добро и зло» (Бытия, гл. 3, ст. 5). Но понеже тем познанием Адам погрешил, то, конечно, и нам ко спасению быть не может. Ответ. Здесь не слова, но разность состояния и следствия разуметь должно, Адам бо от бога создан совершен и всего добра преисполнен, а злу не причастен, и для того ему зла знать было ненуждно и неможно. Но диавол, закрывая обман, упомянул добро, а прельстя ево, открыл ему едино зло, которое и нам за его преступление или повреждением природы приискренне стало. Нам же надлежит прилежать, чтоб мы, зная разницу добра и зла, первое приобрести, а другаго избежать могли. И сие имянуем премудрость, чрез что познаваем всемощество и власть божию, а наше несовершенство, как то нас Соломон учит: «еже премудрость дает живот» (Притчи, гл. 2, ст. 6; Экклезиаст, гл. 7, ст. 13), то есть вечный, и есть истинный способ ко избавлению греха, обоих же сих есть начало познание бога. 7. Я не знаю, кому верить. Апостол Павел говорит, что «премудростию не разуме мир бога» (Коринфянам, гл. 4, ст. 27). А ты сказываешь, что премудростию познать бога. Ответ. Павел не о той премудрости говорит, о которой Соломон. Той бо ясно толкует, что «мудрование телесное ни на что полезно, а мудрование духовное на все полезно» (Римлянам, гл. 8, ст. 6), зане, тем собственное наше добро или благо познав, можем благополучны быть, яко той же Павел изъясняет, глаголя: «Хощу вас мудрым убо быти во благое» (Римлянам, гл. 16, ст. 19). И хотя бы о пользе миромудрия мог вам обстоятельнее изъяснить, но за краткость времени оставляю. 8. Что есть добро? Ответ. Разумеем такое обстоятельство, через которое мы можем истинное наше благополучие приобрести и сохранить. 9. Что разумеете истинное благополучие человека? Ответ. Истинное совершенство, постоянное пребывание и сущее удовольствование или исполнение воли человека, из которых происходит высшее благополучие, т. е. спокойность души или совести. 10. Что есть зло? Ответ. Есть такое обстоятельство, которое в чем-либо добру противится, яко или совершенство разрушает, или пребывание прекращает, или удовольствие отъемлет и к приобретению или сохранению оных препятствует. 11. Все сие мне странно, что вы сказуете вышшему добру быть в знании себя и приобретении или хранении совершенства, пребывания и удовольствия, которое, видится, с учением церкви не согласует, ибо та учит быть вечному блаженству во спасении души, а не угобжении; спасение же приобретаем верою, надеждою и любовию Ответ. Я не мнил, чтоб вы так далеко меня в разговор, богословия касающейся, ввести хотели, которое б к сему и не принадлежало, но имел намерение то же в кратких речах заключить, и для того вам сказал, что учение состоит втом, еже познать себя самого, в котором все оное заключается. 12. Коим образом познание себя ведет к будущему и настоящему благополучию? Ответ. Тем, что когда человек познает из чего состоит, оных частей свойство и силы, то он несумненно познает того, от кого и урок для чего создан. Оное же познав и видя ис того свое добро, будет о том прилежать, чтоб оное, от творца определенное, приобрести, прилежанием же разумным в надежде не обманется. И тако я тебе то же сказал, что закон или церковь учит 13. Из чего человек состоит? Ответ. душа и тело или душа, дух и тело 14. Я вас прошу изъяснить мне о душе и ея свойстве, состоянии, месте пребывания и как она в тело приходит. Ответ. 1-е) Свойство души ecть дух, не имущий никакого тела или частей, следственно, нераздельна, а когда нераздельна, то и безсмертна. 2-е) Место ея кладут некоторые в голове и суще где пять пар нервов чувствительных совокупляется. 3-е) О пребывании ея одни, а более языческие, утверждали, что есть душа мира, т. е. бог, от котораго души происходят и паки к нему же совокупляются. 4-е) Что о начале или одушевлении тела касается, то оное равномерно есть непостижимое 15. Какие части и силы душа имеет? Ответ. Душа частей не имеет, зане дух безплотный, и для того она нераздельна, следственно, и безсмертна есть. Тело же как из различных частей состоит, так и разделяется, а когда оные разделятся, тогда образ и действо погибнет. Душа же имеет свои орудии, или силы, подобно как тело чувства, и сими каждое собственно или оба обще действуют, яко душа имеет ум и волю, или хотение. Тело же имеет пять чувств, яко зрение, слышание, вкушение, обоняние и ощущение. 16. Вы сказали, что душа силы имеет, которые называете ум и воля. Но разум что мните, то же ли самое или иное свойство значит? Ответ. Ум мы имянуем силы души, в котором просто смысл разумеется, и сие частию протчим животным свойственно быть разумеем, в людех же и глупейших по природе ум есть. Но разум имянуем ум, чрез употребление и поощрение его качеств исправленный, которое от науки приписуется. И тако может всякая душа человека умною, а неразумною назваться. 17. Что разумеете качество ума? Ответ. поятность, память, догадка, или смысл, и суждение 18. Какая междо сими свойствы или силами души разница из чего познавается? Ответ. 1) Мысленные, когда мы чрез мысли представленные и памяти сообщенные свойства вещей чрез вспомнение смыслу или уму представим, которые власно, яко присудственные, являются и такими образы наипаче, когда суждение успокояется, так нас обманывают, что мы подлинно за присудственные почитаем, как то сновидения нас уверяют. 2) Поятность смысла или догадка бывает, когда смысл, некоторые чаяния или вымыслы уму, яко присудственные, представляет, что тем довольствуется или отягчается, как то часто при читании сказок и сочинении некоторых машин в уме изобразуем и ощущаем. 3) Поятность суждения, когда яко правдивое мыслями приемля, таковыми же уму представляя, за правые верим, например, когда я в коем-либо обстоятельстве вредное или полезное следствие возмню, и суждение определяет, что, конечно, то последует, и тако яко истинное или присудственное представляет. 19. Чем память разнствует от поятия? Ответ. Память есть такая можность или способность ума, как у господина казначей, которая как от внутренних, так внешних представлений приятое хранит и по требованию ума паки представляет, о которых смысл и суждение прилежат во употребление привести. И сие трояко разумеем: 1) когда мы единою в памяти воображенное непрестанно храним, яко еже бог един есть, что я человек есмь, и оное никогда забываем; 2) вспоминание, когда мы воображенное и сохраненное мнение паки представляем и в том самом состоянии, каковы тогда в память прияли; 3) когда мы в память приятую вещь весьма забыли, но по представлению оное перво темно и невнятно, часть по части представляется. Но некоторые токмо первыя два почитают, а сие отвергают. 21. Како описуют и от протчих сил разделяют суждение или, как мы имянуем, разсуждение? Ответ. Суждение и разсуждение по знаменованию речения разнствует в том, что разсуждение тогда может назваться, когда я правое с неправым или вероятным, черное от чернейшаго умом разсматриваю и различаю; а суждение, когда совершенно сужду и определяю, что сие подлинно право или совершенно черно, а оное неправо или не совершенно черно. И тако всегда разсуждение суждению в таковых обстоятельствах предходит 22. Какое состояние воли человеческой? Ответ. Ум и воля хотя сутьглавнейшия свойства человека, ум бо яко царь властвует, а воля влечет на всякое хотение, из котораго человеку различныя благополучия и беды приключаются. Того ради нуждно человеку прилежать, чтоб ум над волею властвовал. 23. Понеже ум различные свойства или обстоятельства имеет, то и воля, мню, також различие в себе заключает? Ответ. В сем имяни (воля или хотение) все то заключается, что человек хочет, желает и ищет или прилежит, которое имянуем склонности. 3 главныя части, яко любочестие, любоимение и плотиугодие. 26. Как сие разуметь, еже бы умеренность в надлежащем за добродетель, а избыток или надлежащаго недостаток за грех по закону почитаться имеет; из учения бо церковнаго видно, часто уменьшение требуемаго за добродетель почитается? Ответ. Я вам о добродетелях и злодеяниях толковал по закону естественному, которой нам при сотворении Адама всем в сердцах наших вкоренен, и сей мы умом и чувствами постигаем, еже есть нам от бога врожденный закон, и того ради его закон естественный или природный имянуем. Вторый закон божеский письменный, еже потом от бога чрез пророков нам преданый и Христом спасителем возобновлен и изъяснен. И сии два во всем, паче же в главнейшем, то есть во основании, согласны, яко перваго любомудрые начало полагают: люби себя самаго с разумом. В законе же письменном Ветхом десятию, а в новой благодати то же самое двема заповедию основано, то есть любить бога и любить ближняго, но кратче сказать, тоже на любви единой закон основан. Во-первых, основание естественнаго закона, еже любить себе самаго с разумом, с основанием письменнаго весьма согласно, ибо из любви разумной к себе все добродетели произходят, от любви же неразсудной, или самолюбия, все злодеяния раждаются 29. Како разделяется возраст человека? Ответ. Состояние человека по возрасту разделяли многие разным счислением лет, яко по 7-и, 9-ти и до 10-ти лет, но большая часть разделяет тако: 1) стан младенчества, от рождения до 12 лет, 2) юношества, от 12 до 25, 3) мужества, от 25 до 50, 4) старости, от 50 лет и далее. 30. Что примечаем в младенчестве человека? Ответ. Младенчество, когда человек родится, то чрез немалое время ничто в нем более видим, как ест и спит, а потом, когда мало что увидя света, получит силу поятия и возможность члены своя, яко язык, и руки, и ноги, употреблять, но оскудевающей памяти и лишением разсуждения к различным бедам подвержен 31. Что примечаем в стане юношества? Ответ. Когда оной настанет, то явится в нем острейшая память и свободный смысл, також по искусству вреда начнет познавать, что оные младенческие поступки есть самая глупость и хотя, по его мнению, о лучшем и полезнейшем прилежать будет, однако ж в немалой опасности беды состоит, зане тогда наиболее в нем страсть роскошности или плотиугодия властвует. 32. Что примечаем в стане мужеском? Ответ. Явится в нем подпирающее славолюбие, храбрость и мужество, и на оные свои силы уповая, возжелает от всех почтения, а потом ищет и власти, зане силы, возможности и способности других презирает, а себя паче оных совершеннейшим, к чести же и преимуществу достойнейшим поставляет. Но понеже ему и супротивление равномерных небезызвестно, того ради более способности к военным поступкам яко в насилии, тако и в коварстве поучается. 33. Что нам старость человека показует и како бы человек в старости научения требовал? Ответ. Сия есть последняя жизни человеческой степень, сия утолит быстролетучия мнения, отъимет высокопарныя намерения, презрит все бывшие поступки, яко вредительные, уничтожит прельщаемую славу мира сего. Тогда будет прилежать наиболее о приобретении знания истиннаго добра, то есть спокойности души, и для того более в законе божии поучается и ко исполнению воли его поощряется. 36. Како разделяете состояние всего мира на станы младенческий, юношеский и протч. Ответ. первое просвещению ума подавало обретение письма; другое великое переменение учинило пришествие и учение Христово; третие – обретение тиснения книг 49. Я хотя вас сначала спрашивал, что наука есть, на которое вы сказали, что знать добро и зло, но по многом разговоре от того отдалились, того ради прошу, чтоб мне обстоятельно сказали, чего человеку Ответ. нуждно человеку о том прилежать, чтоб в совершенство притти и оное сохранить пребывание, елико по естеству возможно продолжить удовольствие, а потом и спокойность приобрести, по которым и науки суть разных свойств и качеств. В начале науки разделяются у филозофов по объявленным свойствам сугубо: душевное — богословия и телесное — филозофия. По первому к совершенству наипаче нуждно прилежно стараться, чтоб память, смысл и суждение в доброй порядок привести и сохранить. Другое внешнее, как вам прежде сказал, еже душа с телом толико связаны, что от повреждения телесных членов повреждаются и силы ума. Того ради нуждно и о внешних прилежать, дабы ни один член из надлежащаго природнаго состояния не выступил или не повредился, а почему же и пр. разуметь можно. Другое же разделение есть моральное, которое различествует в качестве, яко: 1) нуждные, 2) полезные, 3) щегольские или увеселяющие, 4) любопытные или тщетные, 5) вредительные. Но притом некоторые и по стану или состоянию человека могут быть нуждны или полезны. 50. Которые науки нуждные? Ответ. Телесные науки, по вышеобъявленному, нуждны к совершенству. 1). Речение, которым мы пред протчими животными преимуществовать не пщуем, в недостатке бо речения ни совершен, ни доволен, следственно, спокоен быть человек не может. 2). К пребыванию нуждно учиться, чем бы плоть свою и свой род содержать и сохранить, для котораго по природе нам нужно. И сие имянуется домоводство, гречески оекономия. 3). нам нуждно прилежать о знании качеств и употреблении количества брашен, дабы мы могли здравие, следственно, пребывание или жизнь продолжить, а по утрачении здравие возвратить. Которая наука имянуется врачество, или медицына. 4). К спокойности телесной и душевной нуждно человеку со младости обучаться, чтоб мог себя от враждущих и нападствующих сохранить и обидеть себя не допустить. Сия наука имянуется законоучение 5). надобно о том трудиться, чтоб члены, чрез которыя она силы свои изъявляет и движения производит, чрез частое к порядочному движению и прывычке действо производить, чтоб от вне представленные правильно поять, твердо в памяти содержать, подобности и следствия с смыслом изображать и правильно судить. На что особливая наука логика с пользою устроена. 6). нуждно человеку о спокойности души паче всего прилежать. И сие учение имянуется богословия. 51. Которые науки полезные? Ответ. 1 полезно учить и своего языка грамматику. 2). рускии витийство, гречески реторика. 3). Инородные языки 4). Полезно человеку учиться счислению. о главных тоя частях, яко арифметика, или счисление, геометрия, или землемерие, механика – хитродвижность, архитектура – строительство, и сии всякаго звания людем полезны. Следующия же тоя части, яко перспектива, оптика, или видение, акустика – слышание, астрономия – звездощисление, некоторым людем учить полезно. 5). Весьма полезно в знатных услугах быть чающему учить не токмо отечества своего, но и в других государств деяния и летописии, или гистория и хронография, генеология, или родословие владетелей, в которых находятся случаи щастия и нещастия с причинами. Землеописание, или география. 6). полезно знать ботанику, или знание силы росчений, також анатомию, или расчленение,. 7). полезно знать свойство вещей по естеству, что из чего состоит - химия. 52. Какие науки сщегольские разумеются? Ответ. 1) стихотворство, или поезия, 2) музыка, руски скоморошество, 3) танцование, или плясание, 4) вольтежирование, или на лошадь садиться, 5) знаменование и живопись 53. Какие науки любопытные и тщетные? Ответ. 1) острология — звездопровещание, которым хотят предбудущая от стояния планет и звезд познавать; из сея науки календаристы о погодах нативитеты, или от рождения людей им предбудущия припадки и случаи хотят знать; 2) физиогномия, или лицезнание, что по сочинению лица и морщинам, 3) хиромантия — рукознание, что по чертам или морщинам рук жизнь и случаи человека разуметь тщатся, от древних языческих баснословий остаются. 54. Какие науки вредными быть мнишь? Ответ. 1) некромантия — чрез мертвых провещание, 2) аеромантия — воздуховещание, 3) пиромантия — огневещание, 4) гидромантия — водовещание, 5) геомантиа — землевещание и пр. множайшая. 65. Для чего нам прибавка в язык надобна и коею нуждою то прежде учинилось? Ответ. Умножение нуждное языка есть от приобретения наук и вещей, которое ты от других народов приобрели и приобретаем. 69. Который язык нужднее к учению? Ответ. 1) еврейской, на котором Ветхий закон писан; 2) греческой, для того что на оном Новый завет, Соборы первые вселенские и поместные и всех восточной церкви, а многих и западных учителей книги писаны; 3) латинской язык, на котором наиболее нуждных священнику книг, яко реторические, метафизические, моральные и феологические находятся. 74. Посему я не спорю, что другие языки учить полезно или нуждно, да в чужие государства младенцев для того посылать не токмо не полезно, но и вредно, ибо мы учителей оным языкам имеем у нас довольно. Ответ. 1). выписыванию добрых учителей достать удобный, но таковых у нас весьма мало, ибо некоторые хотя имением к тому довольны, да случая лишаются, а особливо те, которые в услугах государственных в дальних от домов своих отлучках. Коль же паче дети осиротевшие мало от кого в том попечения и способа к научению иметь могут. 2). Многие за недостатком искуства принимают учителей к научению весьма неспособных, и случается, что поворов, лакеев или весьма мало умеющих грамоте за учителей языка францускаго или немецкаго и каких-либо непотребных волочаг для научения благонравия и политики принимают и потом за положенные деньги вред вместо пользы покупают. 3). Хотя б которой родитель силу науки и сам довольно знал и какого учителя принять довольно разсудил, да у нас нелегко такого человека сыскать, чтоб всему тому, что потребно, обучать мог, многих же учителей содержать не способно. 4). Понеже все шляхетство по должности звания наиболея во услугах государственных во отлучении домов своих пребывают, а дети под призрением матерей и холопей воспитываются, то многократно и добрым учителям в научении детей неразсудностью оных повреждается. 5). Обхождение детей в доме з бабами, девками и рабскими детьми есть весьма вредное, потому что научится токмо неге, спеси, лености и свирепству, а учтивости и почтениям к равным и меньшим себе. 93. Что то за правила мудрости? Ответ. Первыя бо до внутренняго собственного и высшаго благополучия, еже спокойность души и украшение воли или склонности принадлежит и правила благоговения имянуются. Другия же до внешняго, то есть телеснаго и общественнаго, покоя принадлежат и правила справедливости имянуются. Напоследок те, которые к сохранению добраго дружества служат, имянуются правила любви, учтивости и пристойности. Но понеже сии правила в действе и произвождении особливой предосторожности требуют, дабы представленный урок благополучно достигнуть, то ко оным придаются правила благоразумия, которое не что иное, как токмо предосторожности к произвождению выше объявленных. И сии наиболее правила политические имянуются. 94. Что показуют правила благоговения? Ответ. Сии правила содержат в себе науку благочестия или благонравия, еже и учение добродетелей именуются, чрез которые главная сила души, то есть ум, способным над волею царствовать творится и ея главные три склонности, любочестие, любоимение и плотиугодие, в добром порядке содержат. 95. Что учат правила справедливости? Ответ. Правила справедливости суть сугубаго состояния: 1) что имею власть что-либо иметь или делать, и естьли б мне кто в том препятствовал, то я имею право силою препятствие отвращать и надлежащаго требовать и домогаться, ис котораго происходит суд и война; 2) о должностях, что человек другому в разсуждении права должен хранить и исполнять, но к тому приобщается из должности любви и обещания или договора. 96. Какие правила в сохранении содружества имеем? Ответ. Трегубы: 1) точно к любви принадлежит. 2) учтивости и 3) пристойности 97. Какие правила благоразумия суть? Ответ. Правила благоразумия или мудрости более принадлежат до политики, обаче мудрость есть двоякая. Едина принадлежит до себя самаго, когда мы прилежим нашу волю исправить и в порядок привести, и сия имянуется мудрость благонравия, пруденция ефика; или имеем дело з другими людьми, и сия зовется мудрость политическая, в которой все то заключается, что к правлению малаго и великаго общества принадлежит. 100. Что заключает в себе политика? Ответ. Политика, или мудрость гражданская, происходит из закона естественнаго, но разность обстоятельств в том состоит, что оной учит разуметь, что право и что неправо, сей же токмо о внешнем, что полезно или вредно быть может. Но сие двояко есть. Первое бо разсуждает о единственном человеке, другое о обществе целом. Общества ж паки суть разные, яко супружеское, отеческое — с чады, домовное — господина с рабами; главное же общество почитается, которое состоит из власти и подданных. Но и власти во обществах суть разные, яко порядочные и чрезвычайные. В порядочных разумеется: 1) монархия, или единовластное, как то Россия, Франция, Дания, Гишпания и пр. государства состоят и единым государем правятся; 2) аристократия, или избранными неколикими персонами, как видим веницианское правление; 3) демократия, или общенародное, когда все общество сами или каждое малое общество от себя, выбирая, определяют с полною мочью, и оные, собрався, о пользе общей советуют и определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики состоят. 101. Какие законы естественные главным сим обществам быть могут? Ответ. должность внутренняя, что междо власти и подданных, 2) внешнее, что к посторонним народам принадлежит. 104. Что разнствует закон божественный письменный от естественнаго? Ответ. начало и основание его на любви к богу и на любви к ближнему, но, умом разсматривая, во обоих обретаем сущее согласие, ибо человек если себя самаго с разумом любит, не может бога яко творца и создателя своего, такожде и ближняго, яко необходимо нуждную себе помощь, не любить, о чем вам прежде обстоятельно сказал. 105. Законы церковные те ж ли суть божественные? Ответ. Законы церковные все заедино истолковать невозможно, ибо церкви суть весьма разных состояней, яко: 1) идолопоклонническая 2) магометанская, 3) еврейская и 4) христианская. Да и христианские суть по разности расколов, равно как и оные, разные и противные законы имеют.. Сии законы все то, что точно по закону божию в себе имеют, не суть законы церковные, но божественные. Протчие же все, что хотя из закона естественнаго и письменнаго происходят, но к тому приложены некоторые обстоятельства чиновные или политические, хотя не противные, однако и оные уже суть не божеские, но самоизвольные человеческие. 106. В чем разнствуют законы гражданские от законов божественных? Ответ. Законы гражданские хотя по разности состояния земель, народов и власти весьма разны суть, и часто находится тако, что один за добро, другой злом почитает. 1). Все принадлежащее до благополучия и покоя или междоусобной любви того народа от закона естественнаго и письменнаго божественнаго происходит. 2). Обстоятельства бывают от обычаев происходящие и точно противо естественнаго, яко, например, токмо имение все в себе заключает, а зде движимое от недвижимаго разделяет, тамо всяк свое отдать волен кому хочет, а в человеческих некоторые отъемлют у родителей волю кому-либо сыну за его услугу что излишнее дать. 3). По нужде приключения, яко всякие подати, пошлины и пр. для содержания общественной казны на общенародные нужды и состоят в воли властительства. 4). Для пристойности и добраго в народе порядка, чтоб всяк свою должность знал, разность станов шляхетскаго, купечества и поселянства. Но сии более к политике гражданской принадлежат. 108. Кто законы может народу давать? Ответ. Суть собственно учрежденные законодавцы, которые по разности состояния каждого общенародия разно имянуготся, яко: 1) в самовластии, или монархии, государь есть един законодавец; 2) в аристократических, где несколько знатных правительствуют, Сенат или Парламент имянуется; 3) в общенародных от всего общенародия 109. Какия правила законодавцам хранить должно? Ответ.: 1). Чтоб закон внятен и всем подзаконным вразумителен был. 2). Чтоб закон сам собою пребывателен был, ибо если положится такое, что хотя не всем, но многой части подзаконным снести и сохранить или исполнить невозможно, и для того нуждно на закон естественный взирать, дабы то что оным зло разумеется, то б и в гражданских за добро не почиталось. 3). Чтоб законы один другому ни в чем противен не был, дабы как судящие, так судящияся не имели случая законы по своим прихотям толковать и тем коварством законы скрытно нарушать. 4). Дабы всякой закон всем немедленно явен и известен был, ибо кто, не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть не может. 5) хранить обычаи древние. 115. Я вас последнее спрошу, какие училища и где вы за полезнейше учредить разумеете. Ответ. Сие вам выше показано и особливо указы Петра Великаго изъявляют, что по всем губерниям, правинциям и городам учредить надлежит, на которое он все монастырские излишные сверх необходимо нуждных на церкви доходы определил, и оных весьма достаточно. Но притом нуждно смотреть, чтоб: 1) оные, особливо что шляхетству нуждно, особно от подлости отделено было; 2) чтоб учители к показанию и наставлению нужднаго и полезнаго способны и достаточны, а паче от подания соблазна безопасны были; 3) чтоб все шляхетству нуждное всюду без недостатка к научению могло быть показано, и для того книг и иструментов надобно иметь з довольством; 4) чего казенное или определенное от государей не вынесет, то нуждно шляхетству самим на то доходы сложить и учредить, чтоб могло и других пользовать; а затем 5, последнее, что над всеми надзирание таким поручено было, которые довольное искуство в науках, а наипаче ревностное радение о пользе отечества изъявить в состоянии. И тако все желаемое хотя не скоро, но благонадежно устроиться может. 117. Какое обстоятельство в учителех требуется? Ответ. не ханжи, лицемеры и суеверцы, но добраго разсуждения. 2). Офицеры суть главные учители. 3). Учители протчих всяких наук хотя все иноземцы, токмо б каждой в своей науке не токмо довольно сам учен, но и к познанию достаточные способности имел. 4). Как для обучения по губерниям, так и партикулярных училищ нуждно таких учителей из руских приуготовлять. 120. Что в правлении нуждное разумеете? Ответ. чтоб правление всех в государстве училищ такое было, которое б в состоянии находилось все вреды и препятствия ко умножению наук предуспеть, а вкрадшияся отринуть, о сохранении общей пользы прилежать и оную колико удобно умножать. А понеже науки и училища разных качеств и много о всем разсуждения всегда требует, то весьма нуждно, чтоб для онаго особливое собрание или коллегия учреждена была, которая б всегда на все училища, какого б звания они ни были, внятное надзирание на их порядки и поступки, а ко исправлению и лучшему учреждению власть имела. И для того весьма потребно из главнейших российских как духовных, так мирских хотя по одной персоне, а к тому для помощи неколико посредственных определить, а наипаче таких, которые как в науках неколико знания и охоты имеют, чтоб в ревности и прилежности не оскудевали. Чрез что в краткое время более, нежели доднесь, пользы государству во всех обстоятельствах приобрестися может, чего от сердца желаю и сей разговор оставляю. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.) |