|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Взаимоотношения философии как мировоззрения и науки
Здесь для нас, конечно, наиболее интересен вопрос о характере взаимоотношений философии как максимально рационализированной формы мировоззрения и науки. Коснемся лишь некоторых аспектов этого вопроса. Итак, всякое мировоззрение, как мы подчеркивали ранее, включает в себя как минимум две интенсивно взаимодействующие составляющие: знаниевую и ценностно-смысловую. Не является в этом плане исключением и философия. Имея это в виду, можно несколько конкретизировать характер взаимоотношений философии и науки. Эта конкретизация такова: 1. Наука (имеются в виду научные знания) достаточно интенсивно и непосредственно воздействует на знаниевую составляющую философии. Можно сказать даже, что научные знания в значительной мере формируют указанную составляющую философии (по крайней мере, это справедливо по отношению к определенным эпохам и определенным типам философии). 2. Наука (научные знания) лишь косвенно, опосредованно влияет на формирование и развитие ценностно-смысловой составляющей философии. Напомним, что мы уже неоднократно подчеркивали определяющее значение для мировоззрения как целостности именно этого – ценностно-смыслового – блока. Таким образом, конституирующая философию составляющая формируется философией либо в основном самостоятельно (по отношению к науке), либо под существенным воздействием других компонентов культуры (религии, искусства, обыденного опыта и т.д.). Добавим к этим двум пунктам, раскрывающим характер воздействия научного знания на философию, один момент, касающийся «методологического воздействия» научного познания на философию. А именно: поскольку философия, без сомнения, является также специфическим (рационализированным) видом когнитивной практики, постольку она использует многие методы и процедуры, широко применяемые также во многих науках (анализ и синтез, дедукцию и индукцию, абстрагирование, идеализацию и т.д.). Что касается обратного воздействия философии на науку, то оно также заслуживает внимания. Прежде всего, следует сказать, что философия как один из основных типов мировоззрения вносит зачастую существенный вклад в формирование мировоззрения субъекта научного познания. В меру существенности своего вклада в мировоззрение субъекта научного познания философия определяет многие характеристики этого субъекта научного познания: мотивацию его исследовательской деятельности, выбор им направления исследовательской деятельности, характер обоснования им соответствующей методологии исследования, характер интерпретации полученных им результатов (особенно в фундаментальной науке), выбор им определенной теории (концепции) в качестве парадигмальной (в период научных революций) и т.д. История культуры показывает также, что многие понятия, идеи, принципы, активно задействованные в научном познании, первоначально в специфической форме были сформированы и выдвинуты именно в философии: атомистическая гипотеза, идея системной организации реальности, принцип неисчерпаемости материи и т.д.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |