|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И первой половины ХХ-го века
Девятнадцатый век в России – это время становления самобытной философии. Среди ее создателей следует назвать П.Я. Чаадаева (1794-1856), автора знаменитых “Философических писем”. В 40-е годы формируются два противостоящих друг другу по многим вопросам (в частности, о судьбе России) направления: славянофильство (А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1816-1860), Ю.Ф. Самарин (1819-1876)) и западничество (В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), В.П. Боткин (1811-1869)). Славянофилы выступили против насильственной и поспешной европеизации России, резко критиковали реформы Петра I-го. Они подчеркивали самобытность России, ее религиозно-историческое и культурно-национальное своеобразие. В основе самобытности и оригинальности России, по их мнению, лежит подлинно христианское начало, сохранившееся именно в русском православии. Основными моментами философского учения славянофилов являются: учение о целостности духа, в котором центральное место принадлежит идее соборности (как метафизическом принципе бытия); противопоставление внутренней свободы человека его внешним детерминациям; подчеркивание приоритета религии (по их мнению, вера определяет и исторический процесс, и быт, и мораль, и мышление). Западники, в противовес славянофилам, подчеркивали первенство общечеловеческого начала и отрицали ведущую роль национальных моментов. Они развивали преимущественно рационалистические, часто атеистические, воззрения. Философско-религиозная мысль в России получила развитие также в произведениях великих русских писателей: Ф.М. Достоевского (1821-1881) и Л.Н. Толстого (1828-1910). Их современник Н.Г. Чернышевский (1828-1889) развивал материалистические и социалистические идеи. Крупнейшим русским философом девятнадцатого века является Вл. С. Соловьев (1853-1900) - создатель оригинальной философской системы, во многом определившей ход дальнейшего развития философии в России. Основными идеями его религиозно-философского учения были идеи всеединства и Богочеловека. Всеединство понимается им как устанавливаемое Богом “собирание Вселенной”. Богочеловек – это Христос, благодаря которому становится возможным осуществление долга человечества, состоящего в становлении Богочеловечеством. В понимании места России Вл. Соловьев стремился к преодолению крайностей позиций славянофилов и западников. По его мнению, главное в судьбе русского народа определяется тем, что он – народ христианский. Русская идея – это определенный аспект христианской идеи. Взгляды Соловьева обсуждаются нами также в разделах 1.1.3., 3.15.5., 3.17.7. В последние десятилетия девятнадцатого века в Россию проникают идеи марксизма, впоследствии широко в ней распространившиеся. Марксистская философия в нашей стране развивалась, в частности, в трудах Г.В. Плеханова (1856-1918), В.И. Ленина (1870-1924), А.А. Богданова (1873-1928). В советскую эпоху марксистская философия оценивалась как высшее достижение человеческой мысли и как единственно истинное философское учение. С другой стороны, многие крупнейшие российские философы, пройдя через увлечение марксизмом, эволюционировали к религиозно-идеалистической философии. К таковым можно отнести П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгакова (1871-1944), Н.А. Бердяева (1874-1948). Выдающимися философами России конца девятнадцатого-первой половины двадцатого века были также В.В. Розанов (1856-1919), Л.И Шестов (1866-1938), Н.О. Лосский (1870-1965), С.Л. Франк (1877-1950), Л.П. Карсавин (1882-1952), П.А. Флоренский (1883-1937), И.А. Ильин (1883-1954). Некоторые аспекты философских воззрений С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка и других русских мыслителей мы рассматриваем в главах 23, 24, 25.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |