|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фатализм Б. СпинозыСходный вариант фатализма развивает Бенедикт Спиноза (см. о нем также в разделе 1.5.9.). Вспомним еще раз его знаменитую максиму: "Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать" (Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2. М., 1957, с. 288). Очевидно, что понять эту максиму можно только в свете онтологии, развивавшейся Спинозой. В самом деле, можно ли иначе подходить к оценке человека и его деятельности, если он (человек), по Спинозе, - это всего лишь часть природы, полностью подчиненная ее закономерностям. Здесь обязательно надо иметь в виду, что для Спинозы наличие законов, порядка природы тождественно осуществлению божественного управления природой. В "Богословско-политическом трактате" он писал в связи с этим: "... Под управлением бога (Dei directio) я понимаю известный незыблемый и неизменный порядок природы, или сцепление (concatenatio) естественных вещей... Всеобщие законы природы, по которым все совершается и определяется, суть только вечные решения бога (decreta Dei), заключающие в себе всегда вечную истину и необходимость. Следовательно, говорим ли мы, что все происходит по законам природы или, что все устраивается по решению и управлению божьему, - мы говорим одно и то же" (там же, с. 49). Спиноза многократно подчеркивал вплетенность человеческой жизни в мировой процесс. "Я считаю, - писал он Г. Ольденбургу, - непозволительным для себя смеяться над природой, а еще менее позволительным оплакивать ее, имея в виду, что люди, как и все остальное, суть только часть природы и что мне неизвестно, каким образом каждая отдельная часть природы согласуется с ее целым и как она сцеплена с остальными частями…" (там же, с. 508). В другом письме Г. Ольденбургу Спиноза указывал: "Я считаю человеческое тело частью вселенной. Что касается человеческой души (mens), то и ее я тоже считаю частью вселенной…" (там же, с. 514). Человек, являясь частью природы, следует ее порядку. Если он осознает это, то будет, утверждал Спиноза, смиренно переносить все, что выпадает на его долю, которую он не в силах изменить. В своей детерминированности общим порядком природы человек подобен мыслящему камню. Это сравнение Спиноза проводил в письме Г.Г. Шулеру, в котором писал: "… Представьте себе, пожалуйста, что камень, продолжая свое движение, мыслит и сознает, что он изо всех сил стремится не прекращать этого движения. Этот камень, так как он сознает только свое собственное стремление (conatus) и так как он отнюдь не индифферентен, будет думать, что он в высшей степени свободен и продолжает движение не по какой иной причине, кроме той, что он этого желает. Такова же та человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не знают причин, коими они детерминируются..." (там же, с. 592). По Спинозе, человек тем более свободен, чем более он руководствуется разумом, познающим эти причины, необходимости природы. Человеческая свобода заключается не в своеволии влечений, а в познании и смиренном принятии порядка природы (решений Бога). Мы, - писал Спиноза, - “не должны забывать, что мы находимся во власти бога, как глина во власти горшечника, который из одной и той смеси делает одни сосуды для почетного употребления. Другие - для низкого..." (там же, с. 298). Отмечу также, что, по Спинозе, и Бог свободен лишь в смысле "свободной необходимости", а не в смысле переменчивого своеволия. Так, Спиноза доказывает теорему, согласно которой "вещи не могли быть произведены богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены" (там же, т. 1, с. 390). Как видим, фатализм Спинозы в некоторых отношениях уже приближается к второму из указанных нами типов философского фатализма, который может быть назван также механистическим фатализмом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |