|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия Средних вековВторой этап развития европейской философии связан с тем периодом истории, который обозначается термином “Средневековье”. Хронологические границы этого периода весьма неопределенны и определяются по-разному различными историками. Он вырастает естественным образом из предшествующего периода и частично совпадает с ним во времени. Применительно к предмету нашего рассмотрения – истории философии – главным отличительным признаком рассматриваемого периода является то, что философия в это время развивается под определяющим воздействием христианского вероучения. Философия в средние века является “служанкой богословия”. Этот этап развития философии – философия Средневековья – в свою очередь расчленяется на два периода. 1. Период патристики (от латинского слова pater – отец). Патристика – совокупность богословских, философских, социально-политических доктрин, развитых христианскими мыслителями 2-8-го веков. Границей, отделяющей патристику от свободного философствования, характерного для античности, является идея божественного откровения, посредством которого людям и открывается Бог (Истина). Вершины патристики достигаются в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом Востоке и в трудах Августина Аврелия (354-430) на латинском Западе (см. о нем также в разделе 1.5.5.). В это время наряду с положительной (катафатической) теологией формируется также отрицательная (апофатическая) теология. Катафатическая теология характеризует Бога как полноту бытия, средоточие блага, справедливости, всемогущества, всеведения. Апофатическая теологияутверждает абсолютную трансцендентность (запредельность) Бога и невозможность характеризовать его с помощью каких бы то ни было позитивных высказываний (апофатический подход обсуждается также в разделе 2.10.7.). Крупнейшим представителем апофатического богословия являлся так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит ( 5-6 века н.э.) 2. Период схоластики (от греческого scholastica – школьный, ученый). Схоластика – христианская философия, характеризующаяся открытым признанием первенства теологии (богословия), а также стремлением соединить религиозно-догматические предпосылки с рационалистической методикой познания Бога, мира и человека. Ранняя схоластика (11-12-й века) представлена, прежде всего, именами Ансельма Кентерберийского, рассматривавшего веру как предпосылку рационального познания и давшего онтологическое доказательство бытия Бога, и Пьера Абеляра, одного из создателей схоластического метода (в книге “Да и нет”). В это же время обостряется спор об универсалиях, продолжавшийся на протяжении всего Средневековья, и формируются позиции реализма, номинализма и концептуализма. Зрелая схоластика (12-13-й века) развивается в средневековых университетах. Главными ее представителями являются Альберт Великий и Фома Аквинский (взгляды Фомы Аквинского рассматриваются также в разделах 2.7.4., 3.15.5., 3.17.2. и 4.24.3.), в трудах которых осуществлена систематизация ортодоксальной схоластики. Философской базой их размышлений послужили физика и метафизика Аристотеля. Поздняя схоластика (13-14-й века) представлена, в частности, религиозно-философскими построениями Иоанна Дунса Скота, противопоставившего интеллектуализму Фомы Аквинского свой волюнтаризм, и Уильяма Оккама, развивавшего позицию номинализма и сформулировавшего принцип, получивший название “бритвы Оккама” (“не изобретай сущности сверх необходимого”). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |