|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основания многобразия философских школ и направленийОсуществленный выше краткий обзор истории философии убедительно показывает всегдашнее многообразие философии. Не было, нет и, скорее всего, не будет единственно истинной философии. У каждого философского направления, у каждого философского подхода, у каждой философской школы есть свои сильные и слабые стороны. В связи с этим сразу же возникает вопрос о причинах, основаниях существования многообразия философских школ и направлений. Это очень сложный вопрос, и ответы на него предлагались и предлагаются различные. Так, авторы, абсолютизирующие роль классовых интересов в жизни общества, считают, что и древняя, и современная философия партийны. Иными словами, они утверждают, что, в конечном счете, в основе разделения философии на главные направления лежат коренные классовые интересы, которые и выражаются в обобщенной форме философами соответствующих направлений. В рамках такого подхода говорят, например, о прогрессивной и реакционной философии, о пролетарской и буржуазной философии и т.п. Этот подход развивался, в частности, многими авторами марксистской ориентации. Гораздо более распространенной является точка зрения, выделяющая направления и школы в философии в связи с различиями культур и эпох, в рамках которых развились эти школы и направления. В таком случае говорят, в частности, об античной философии, о древнекитайской философии, о западноевропейской философии Нового времени и т.д. Эта точка зрения представляется естественной и хорошо обоснованной. Достаточно часто можно встретиться с подразделеним философии на направления и школы на основании того, какая способность человека (разум, чувства, воля, интуиция) считается ведущей, определяющей в процессе познания. В этом случае говорят, например, о рационализме, сенсуализме, волюнтаризме, интуиционизме. Рационализм – от латинского ratio (разум), сенсуализм – от латинского sensus (чувство, восприятие, ощущение), волюнтаризм – от латинского voluntas (воля), интуиционизм, соответственно, – от латинского intuitio (пристально смотрю). Направления в философии (материализм и идеализм) вычленяются также по признаку выделяемого ими первоначала мира (материя, дух). Сторонники материализма считают, что первоначалом мира является материя. Сторонники идеализма, соответственно, убеждены, что первоначалом мира является некоторая духовная субстанция. О материализме и идеализме мы пишем также в разделе 1.5.7. Направления и школы в философии различаются также в зависимости от того, какое количество субстанций вводят в рассмотрение их представители. Так, монизм (от греческого monos – один, единственный) признает существование одной, единственной субстанции. Дуализм (от латинского dualis двойственный) указывает на существование двух субстанций. Плюрализм (от латинского pluralis - множественный) отстаивает идею о существовании множества субстанций. Говорят также о направлениях и школах в философии, связывая их с именами основоположников: платонизм, кантианство, гегельянство, марксизм, фрейдизм, попперианство и т.д. Существуют и другие подходы к выделению философских школ и направлений.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |