АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дуалистическая онтология Ренэ Декарта

Читайте также:
  1. Деонтология в диагностике психических болезней
  2. ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ
  3. Деонтология в условиях амбулаторного лечения
  4. Деонтология в условиях стационарного лечения
  5. Медицинская(врачебная) деонтология
  6. Онтология Гераклита Эфесского
  7. Онтология образования
  8. Онтология Парменида и онтология Демокрита
  9. Онтология. Мир Бергсона. Трехуровневая модель бытия
  10. Практическая работа по теме: Онтология – учение о бытие
  11. Раздел 3. Теоретическая философия. 3.1. Онтология

Выстраивая философскую систему, онтологию, в частности, можно избрать стратегию сомнения, сомнения в существовании чего бы то ни было. В свое время на этот путь встал французский философ, один из основоположников науки и философии Нового времени Ренэ Декарт (1596-1650). Он подчеркивал недостоверность чувственного восприятия, отсутствие четкой границы между явью, сном и грезами. Правда, Декарт сомневается не для того, чтобы этим сомнением наслаждаться и бравировать. Наоборот, он стремится к тому, чтобы найти нечто, несомненно существующее. И он находит его. Человек, полагал Р. Декарт, может сомневаться во всем, но он не может сомневаться в том, что он – сомневающийся (мыслящий) субъект – существует. «Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, - но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, не взирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: «я мыслю, следовательно, я существую, истинно…» (Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950, с. 340). Продвигаясь по этому пути, Декарт дает также «доказательство» существования Бога. Суть этого доказательства достаточно проста. Сомнения, испытываемые человеком, свидетельствуют, по Декарту, о несовершенстве человека. Само понятие несовершенного существа требует понятия существа абсолютно совершенного. Абсолютно совершенное существо, очевидно, не имеет недостатков. Его несуществование было бы его недостатком. Поэтому абсолютно совершенное существо (Бог) существует. Бог, полагает Декарт, не может быть обманщиком, поэтому он выступает в роли гаранта возможности достижения человеком истинного знания…

Поскольку бытие мышления в понимании Декарта самоочевидно, постольку его не следует выводить из чего-либо другого, более фундаментального. То, что не нуждается для своего существования ни в чем ином, называется субстанцией. Таким образом, французский мыслитель признает субстанциальность мысли. Он признает также существование принципиально иной субстанции (субстанции протяженной, материи), хотя она и не обладает статусом самодостоверности. Эта субстанция необходима Декарту, поскольку для него субстанция - это также носитель качеств. Если ограничиться признанием существования только мыслящей субстанции, тогда лишатся носителя те качества, которые изучаются естествознанием (механикой, физикой, астрономией). На это Декарт, один из создателей механики, пойти не мог. Признавая существование двух субстанций (это – позиция дуализма), французский философ сталкивается с проблемой взаимодействия этих субстанций. Дело в том, что субстанция, по определению, является абсолютно самостоятельной. Она ни от чего не зависит. Поэтому, строго говоря, субстанции не могут взаимодействовать. Выйти из этого затруднения Декарту помогает признание сотворенности обеих субстанций (субстанции мыслящей и субстанции протяженной) Богом. Иначе говоря, декартовы субстанции – это не вполне субстанции, поэтому они (и, в частности, тело и дух) могут взаимодействовать друг с другом с помощью того, кто создал их и поддерживает их бытие, с помощью Бога. Протяженная субстанция, материальный мир, природа истолковывается Декартом как механическое устройство. Соответственно, все живые организмы и даже человеческое тело, по Декарту, представляют собой механизмы, «автоматы», «самодвижущие машины», подобные механическим часам. Они составлены из колес, пружин, рычагов и т.д. Таким образом, Декарт становится одним из зачинателей механицизма. Для механицизма мир исчисляем, а потому поддается количественному, математическому описанию. Математика отныне становится главной наукой.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)