АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неразрывно связанного с бесконечным (мир Бергсона)

Читайте также:
  1. В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания.
  2. Неразрывно связанного с бесконечным

В предшествующих главах мы познакомились с моделями универсума, которые созидаются в рамках рассудочного подхода (мирами Лапласа, Парменида, Кратила). Мы подчеркивали при обсуждении этих моделей, что ими фиксируются определенные аспекты лишь двух уровней бытия универсума, что рассудок является формой самораскрытия уровня бытия конечного как такового и уровня бытия бесконечного как такового. Последний уровень бытия, как мы отметили, открывается в нерационализируемых формах духу человеческому также на уровне его бессознательного.

Сейчас мы будем рассматривать онтологическую модель, которая строится с помощью разума как специфической духовной способности человека. Мы уже говорили об отличии разума от рассудка. Здесь к сказанному добавим лишь несколько формулировок Гегеля, который убедительно разъясняет целый ряд аспектов этого отличия. По Гегелю, разумное мышление (немецкий философ пишет также о спекулятивном или положительно-разумном мышлении) характеризуется тем, что оно "содержит в себе снятыми те противоположности, дальше которых рассудок не идет … и именно этим обнаруживает себя (разумное мышление - В.Ф.) как конкретное и тотальность". Далее Гегель указывает, что принципом такого мышления является "конкретное единство тех определений, которые рассудок признает лишь в их раздельности и противопоставленности". И, наконец, он подчеркивает: "Разумное... мышление как таковое состоит именно в том, что оно содержит в самом себе противоположности как идеальные моменты" (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 212, 213).

Итак, мы исходим из предположения, согласно которому разуму, как специфическому уровню мышления, открывается специфический уровень бытия универсума (который он - разум - может принимать за весь универсум), а именно: бытие конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Очевидно, что для описания особенностей такого уровня бытия необходима гораздо более сложная, чем рассмотренные выше, модель. Эта модель, в соответствии с природой разума, должна синтезировать те определения универсума, которые были разделены рассудком и гипостазированы им в самостоятельные модели. Другими словами, конструируемая модель должна быть синтезом рассудочных моделей универсума (миров Лапласа, Парменида, Кратила). Понятно, что эта модель не может быть результатом простого (рассудочного) суммирования названных абстрактных (частичных, односторонних) моделей. Она должна быть результатом творческого, разумного синтеза их.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)