АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтология Гераклита Эфесского

Читайте также:
  1. Деонтология в диагностике психических болезней
  2. ДЕОНТОЛОГИЯ В ПСИХИАТРИИ
  3. Деонтология в условиях амбулаторного лечения
  4. Деонтология в условиях стационарного лечения
  5. Дуалистическая онтология Ренэ Декарта
  6. Медицинская(врачебная) деонтология
  7. Онтология образования
  8. Онтология Парменида и онтология Демокрита
  9. Онтология. Мир Бергсона. Трехуровневая модель бытия
  10. Практическая работа по теме: Онтология – учение о бытие
  11. Раздел 3. Теоретическая философия. 3.1. Онтология

Если Парменид указал на стабильность, неизменность бытия, то Гераклит из Эфеса (около 544 – около 483 гг. до н.э.), напротив, подчеркнул текучесть, изменчивость всего существующего. «Все течет» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» - гласят знаменитые фрагменты из его сочинения «О природе». Правда, по Гераклиту, все изменяется не хаотично, не как угодно, а вполне определенным, можно сказать, закономерным образом. Субстанциональным и генетическим началом всего сущего («архе»), утверждал он, является огонь. Другой известный фрагмент из названной книги Гераклита говорит именно об этом: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий» (Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989, с. 217). Несомненно, что это очень содержательный и показательный фрагмент. Прежде всего, мы видим здесь утверждение вечности мира: «он всегда был, есть и будет». Соответственно, здесь провозглашается, что этот мир никем не создан. В этом фрагменте говорится далее, что в основе всего лежит «вечно живой огонь». Наконец, что особенно важно для нас сейчас, в обсуждаемом фрагменте указывается, что мир и все его изменения носят упорядоченный, закономерный характер. Об этом, во-первых, свидетельствует, использование Гераклитом для обозначения мира термина «космос» (с греческого языка kosmos переводится как «порядок», «строй»). Во-вторых, это зафиксировано в суждении: «огонь мерно (в соответствии с мерой, закономерно – В.Ф.) разгорается и мерно угасает». Упорядоченность изменений проявляется в «мире Гераклита», в частности, в том, что этот мир как целое совершает бесконечный циклический процесс: «огонь мерно угасает», формируются структуры («восходящий этап» мирового процесса); «огонь мерно разгорается», структуры разрушаются («нисходящий этап» мирового процесса); затем все повторяется вновь и вновь. Упорядоченность изменений в «мире Гераликта» проявляется и в том, что все в этом мире возникает через борьбу противоположностей. «Война (Полемос), - говорит Гераклит, - отец всех, царь всех…» (там же, с. 202). Эта упорядоченность проявляется также в том, что все, изменяясь, превращается в свою противоположность: «Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается»; «бессмертные смертны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают» (там же, с. 214, 215). Что же упорядочивает этот мир и все процессы, в нем происходящие? На этот вопрос Гераклит отвечает, вводя важнейшее для всей последующей философии понятие Логоса. Древний философ вкладывает в это понятие несколько смыслов. Это, прежде всего, некое разумное начало, управляющее всем мирозданием. Это – своего рода универсальный закон, определяющий течение всех процессов. В некоторых фрагментах Гераклита Логос - это речь самого философа, речь человека, постигшего Истину космоса.

Вообще, задача человека состоит, по Гераклиту, в познании этого Логоса, в следовании ему. Душа человека, приобщившегося к вселенскому Логосу, становится сухой и даже огненной. «Сухая душа, - утверждает древний философ, - мудрейшая и наилучшая» (там же, с.231). Гераклиту же принадлежит одно из глубочайших и прекраснейших высказываний о душе человека: «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера» (там же).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)