|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Креативность как характерная черта нынешнего этапа истории
Понимание людьми истории во многом определяется особенностями того ее периода, в течение которого этим людям довелось жить и мыслить. Так, периоды революций и войн задают эсхатологические (эсхатология – учение о “конце света”; от греческих корней eschatos – последний и logos – слово, учение) настроения и соответствующие доктрины. Относительно благополучные, эволюционные периоды в истории той или иной цивилизации отмечены преобладанием прогрессистских концепций. Правомерность и необходимость рассмотрения истории как творчества обусловлены особенностями нынешнего ее отрезка, а именно: беспрецедентным нарастанием темпов технологического развития, очевидным преобладанием инновационной составляющей социального процесса, несомненным приближением особой точки в развитии мирового сообщества. Сказанное не следует понимать таким образом, что до прихода современной эпохи история не имела творческого характера. Мы убеждены, что история изначально является специфическим типом творческой процессуальности. Однако далеко не все периоды истории так ярко демонстрируют свой творческий характер, как нынешний. Образно говоря, многие периоды истории “скрывают” свой творческий характер. Сказанное не надо интерпретировать и так, что нынешний - очевидно творческий - этап истории является более прогрессивным, благополучным, гуманным и т.п., по сравнению с предшествующими. Отчетливо проявляющаяся креативность (от латинского слова creo – творить, создавать) современного социального процесса свидетельствует прежде всего о нарастающем драматизме бытия человека и человечества, о все более явной негарантированности продолжения исторического процесса. Действительно, всякое творчество - это прыжок в неизвестность. Неизвестность же всегда чревата опасностью. Поэтому повышение степени креативности социального процесса означает, в первую очередь, возрастание хрупкости бытия человека и человечества. Человек разумный должен в этих условиях выработать соответствующую растущей хрупкости своего бытия стратегию деятельности. Для выработки такой стратегии необходимо, в частности, глубоко осмыслить содержание самого тезиса “история есть творчество”. Понятно, что здесь мы сможем рассмотреть лишь некоторые аспекты содержания этого тезиса. При этом следует иметь в виду, что понятие “история” используется мною в достаточно определенном смысле: история ниже понимается как сам реальный процесс развития отдельных этнокультурных сообществ и человечества в целом, а не как повествование (в частности, научное повествование) об этом процессе (об его отдельных фрагментах).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |