|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Онтологические основания объективности случайности
Стоит только осознать онтологические основания концепции, утверждающей чисто субъективную природу случайности, как тут же становится ясной узость этой концепции. Действительно, почему мы заранее помещаем себя в мир конечного как такового (мир Лапласа) и тем самым превращаем себя в функционирующие и суммативные агрегаты? Почему бы нам не предложить, что универсум не столь примитивен, что он имеет и другие (кроме уровня бытия, описываемого миром Лапласа) уровни бытия, а именно: уровень бытия бесконечного как такового и уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным? В последнем случае очевидно, во-первых, что познать все причины (и условия) некоторого события или процесса в принципе невозможно (ибо их бесконечно много). Это уже в значительной мере расшатывает устои обсуждаемой концепции. И, во-вторых, только что названные уровни бытия универсума характеризуются, с одной стороны, (уровень бытия бесконечного как такового), абсолютной несамотождественностью, хаотичностью, спонтанностью и, с другой стороны (уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным), - зарождением новых причинно-следственных рядов и затуханием, исчезновением старых - темподесиненцией. Этот термин предложил замечательный российский мыслитель С.В. Мейен. Кроме указанного термина «темподесиненция» он оперировал также термином «темпофиксация» и «темпосепарация». Содержание этих терминов он пояснял следующим образом: «Изменчивость одних свойств может фиксироваться непосредственно в структуре индивида, который тем самым удерживает некоторые компоненты своего индивидуального времени. Такое явление назовем «темпофиксацией». Например, в слоистом строении сталактита запечатлены стадии его роста. Скалывая слои, в принципе можно проследить последовательное изменение его формы в онтогенезе. В других случаях индивид отделяет стадии своей изменчивости. Это явление называется «темпосепарацией». Отдельные (сепарируемые) стадии иногда могут быть собраны, а тогда по ним можно прочесть онтогенез индивида. Таковы последовательные линьки животных … К сожалению, многие компоненты изменчивости индивида … утрачиваются безвозвратно и не могут быть считаны. Этот процесс … назовем темподесиненцией» (Мейен С.В. Введение в теорию стратификации. М., 1989, с. 178). Именно эти черты (абсолютная спонтанность, зарождение новых причинно-следственных рядов) указанных уровней бытия универсума являются онтологическими основаниями объективной случайности. Другими словами, в таком (трехуровневом) мире случайность не может быть полностью субъективизирована, не может быть полностью «превращена» в необходимость путем углубления и детализации человеческого знания, поскольку в таком мире, наряду с субъективно случайными событиями и процессами, есть также и объективно случайные события и процессы. Такие – объективно случайные – события и процессы имеют исток в абсолютном хаосе уровня бытия бесконечного как такового. Этот хаос дает начало новому (временно осуществляющемуся) причинно-следственному ряду, принадлежащему уровню бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным. Как видим, полемизируя с концепцией, утверждающей сугубо субъективную природу случайности, мы незаметно перешли к изложению собственного понимания ее. Очевидно, что это понимание развивается на базе той трехуровневой модели бытия универсума, которая была представлена в статье “универсум” главы 8, а также в главах 9, 10, 11. Изложение нашего понимания природы случайности мы будем продолжать чуть позже, а сейчас отметим только, что это понимание предполагает совершение достаточно смелого шага. Хотя в действительности вся эта смелость уже заложена в только что упомянутой онтологической модели. Под «смелым шагом» мы имеем в виду то обстоятельство, что случайное событие предстает в нашем понимании как событие в некотором смысле беспричинное. Признание событий беспричинных даже «в некотором смысле», несомненно, является весьма революционным, потому что, как кажется, оно порывает со всякой научностью и рациональностью вообще. Действительно, допущение возможности беспричинных событий ведет к отрицанию детерминизма, к признанию осуществимости каких угодно событий, в том числе событий самых чудесных. А мы уже отмечали, что «отрицание принципа детерминизма несовместимо с существованием науки» (см. раздел 2.8.7.). Однако, каков же этот «некоторый смысл»? В нашем понимании случайное (объективно случайное!) событие не является следствием определенных причин, существовавших в прошлом. Иначе оно было бы необходимым, а не случайным. Случайное – это событие, которое начинает новый причинно-следственный ряд и, следовательно, оно начинает новое время, связанное с этим рядом. Но, понятно, случайное начинает этот ряд не из ничто, не из пустоты. Он начинается тогда, когда уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным, готов принять один из импульсов, которыми мгновенно-вечный хаос (уровень бытия бесконечного как такового) его непрерывно «бомбардирует». Таким образом, новый причинно-следственный ряд начинается на том уровне бытия (уровень бытия бесконечного как такового), который характеризуется, как было сказано ранее, не временем, а мгновенностью-вечностью. Поэтому у начала этого причинно-следственного ряда, собственно говоря, нет прошлого, а следовательно, нет причин. Конечно, сказанное не означает, что случайное событие полностью беспричинно и внепричинно. Как только что отмечено, случайность осуществляется лишь тогда, когда уровень бытия конечного, неразрывно связанного с бесконечным, в определенном смысле подготовлен к этому. Естественно, что эта готовность может быть проанализирована и с помощью категорий «причина» и «следствие», то есть эта готовность причинно обусловлена. Но все дело в том, что эта готовность сама не порождает случайность. Последняя рождается лишь тогда, когда эта «готовность» (например, повышенная степень неустойчивости состояния какой-либо системы, существующей на указанном уровне бытия) оплодотворяется импульсом со стороны вечно-мгновенного хаоса (см. об этом также в разделе 2.12.9.).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |