|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и основные проблемы гносеологииГносеология (от греческих слов gnosis – знание, познание и logos – учение, слово, смысл) – философское учение о познании. В качестве синонима этого слова в философии (особенно в западной философии) используется также слово “ эпистемология” (от греческих корней episteme – знание и logos). Иногда, впрочем, термин “эпистемология” применяется в более узком смысле для обозначения учения о научном познании. Гносеология изучает природу, предпосылки и возможности познания, исследует отношение знания к действительности. Важнейшими категориями гносеологии являются субъект познания и объект (предмет) познания. Субъект познания – это тот (индивид или социальная группа), кто осуществляет познавательную деятельность. Гносеологию интересуют, прежде всего, познавательные способности субъекта: чувства, рассудок, разум, память, воображение, интуиция. Объект познания – это тот фрагмент действительности (природной, социальной, духовной), на который направлена познавательная активность субъекта. Предмет познания – это те стороны, уровни, свойства объекта познания, которые в наибольшей степени вовлечены в познавательную деятельность субъекта и, тем самым, преобразованы им. Так, например, общество является объектом изучения многих социальных наук. Но каждая из них имеет свой предмет: предмет экономических наук – экономические системы, отношения и процессы, предмет политических наук – политические организации, отношения и процессы и т.д. (Взаимоотношения субъекта познания и объекта познания обсуждаются нами в главах 13 и 14.) Следующей важной категорией гносеологии является знание (см. об этом в главах 17 и 18). Знание представляет собой результат познавательной деятельности субъекта. Оно содержит существенную (или несущественную) информацию об изучаемом объекте. В тесной связи с понятием знания находятся в гносеологии понятия истины и заблуждения. Очевидна практическая и теоретическая значимость различения истины и заблуждения (о понятии истины см. в главах 15 и 16). Отличение истинного знания от заблуждения и ошибок достигается использованием разнообразных критериев истины. Следующей существенной категорией гносеологии является категория средств познания. В содержание этого понятия входят, в частности, знания, которыми располагает субъект, осуществляющий познавательную деятельность. К средствам познания следует отнести также разнообразные инструменты, приборы, экспериментальные установки, используемые субъектом познания. В состав средств познания можно включить и методы познания. Методы познания – это способы решения тех или иных познавательных задач. Особенно многочисленны и изощренны методы научного познания (см. об этом в главе 19). Важную роль в гносеологии играет понятие «форма знания». К формам знания могут быть отнесены, например, аксиомы, гипотезы, идеи, принципы, теории, концепции, доктрины (см. об этом в главе 20). В разные периоды своего развития гносеология концентрировала внимание на различных вопросах. Так, например, в античности центральной проблемой этого раздела философии была проблема взаимоотношений знания и мнений. Мыслителей европейского Средневековья занимали в первую очередь вопросы взаимосвязи знания и веры. Для философов Нового времени важнейшей становится проблема поиска истинного метода познания. И. Канта и многих других философов интересовала проблема обоснования знания, имеющего всеобщий и необходимый характер. В наше время в центре внимания гносеологии находится, в частности, вопрос: чем отличается научное знание от знания вненаучного. На эти (и другие) гносеологические вопросы философы давали самые разные, в том числе, и исключающие друг друга ответы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |