|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 27. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. ВВЕДЕНИЕРефлексивность философии истории Философия, являясь особой формой мировоззрения, представляет собой весьма обширное и разнородное духовное образование, имеющее свои подсистемы, структуру, внутренние связи. В качестве подсистем философии выступают, в частности, онтология, гносеология, философская антропология, философия истории, философия науки. Все они, конечно, неразрывно связаны друг с другом, но выделение и специальное рассмотрение их по отдельности правомерно (о структуре философии см. гл. 5). Впрочем, здесь может возникнуть вполне закономерный вопрос: чем отличается, например, философия науки от самой науки? - В общих чертах это отличие может быть описано следующим образом. Всякая наука обращена к определенной области действительности, исследованием которой она и занимается. Философия же (будучи мировоззрением), в том числе, несомненно, и такая ее часть, как философия науки, всегда рефлексивна (от латинского reflexio - отражение, обращение назад - принцип мышления, направляющий его на осмысление его собственных форм и предпосылок). Философия никогда не ограничивается изучением тех или иных объектов, их свойств и т. д., но всегда имеет в виду также и человека, так или иначе взаимодействующего с этими объектами. Другими словами, если наука стремится ответить на вопрос "как устроен тот или иной фрагмент мира?", то философия науки пытается дать ответы на вопросы "способна ли наука дать адекватное описание действительности?", "каково место науки в ряду других способов постижения мира человеком?", "в чем специфика культур, порождающих науку?" и т.д. Соответственно, и философия истории, некоторые аспекты которой мы рассматриваем ниже, ни в коей мере не заменяет историю как науку. Она, с одной стороны, опирается на нее как на свой эмпирический базис. С другой стороны, она дает исторической науке определенные мировоззренческие ориентиры и методологический инструментарий. Если историю (историографию) интересуют, прежде всего, события прошлого, их последовательность, их взаимосвязь, то философия истории ищет движущие силы исторического процесса, его логику и смысл. Философия истории вовлекает в поле своего внимания также субъекта исторического познания: рассматривает социокультурные характеристики этого субъекта, обсуждает методы и возможности исторического познания, анализирует особенности исторического сознания и тенденции его развития.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |