|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как основание существования основных типов философствованияСказанного в предыдущем пераграфе достаточно для того, чтобы осознать два момента. Первый из них состоит в том, что мы еще раз убедились в многообразии философии. Здесь следует иметь в виду, что мы перечислили лишь малую долю от общего числа философских школ и направлений. Второй момент – в том, что это многобразие невозможно объяснить одной группой причин, что оно “не умещается” в рамках классификации по одному основанию. Имея это в виду, мы в своем кратком обзоре философских направлений не будем строго и искусственно ограничивать себя рамками одномерной их классификации. В то же время необходимо (хотя бы для удобства восприятия историко-философского материала) придерживаться некоторой, пусть достаточно условной, рубрикации философии, не превращая, конечно, эту рубрикацию в жесткую схему и постоянно дополняя, расширяя, конкретизируя ее. Для осуществления этой рубрикации философии вспомним, что философия есть определенный тип мировоззрения, а именно: мировоззрение, формируемое разумом, мировоззрение систематизированное, концептуально оформленное. Мировоззрение же, как ясно из самого термина, имеет своим предметом систему, включающую в себя два неразрывно связанных друг с другом “полюса”: мир и человек. Очевидно, что двухполюсная модель предмета мировоззрения (“мир – человек”) является излишне упрощенной. В ней непосредственно не отражено важнейшее для многих мировоззренческих систем обстоятельство сотворенности, несамостоятельности, несамодостаточности мира и человека. Не отражен, следовательно, такой фундаментальный компонент (полюс) предмета мировоззрения, каким является Бог. Таким образом, двухполюсную модель предмета необходимо заменить трехполюсной. Полюсами ее являются в таком случае человек, мир и Бог. Более глубокий анализ предмета мировоззрения показывает необходимость введения в его (этого предмета) модель еще одного полюса: общество. Использование четырехполюсной модели предмета мировоззрения, то есть модели, представляющей собой систему из четырех неразрывно связанных друг с другом сущностей (человек, общество, мир, Бог), позволяет предложить некоторую классификацию мировоззренческих (в нашем случае – философских) систем. Самая грубая и первоначальная рубрикация философии основывается на представлении, согласно которому каждому философскому направлению свойственен преимущественный интерес к одному из выделенных полюсов, в то время как другие полюса предмета мировоззрения остаются в тени, рассматриваются как вторичные, “порожденные" (в том или ином смысле) первичным, главным полюсом. В таком случае можно говорить о четырех философских направлениях, о четырех основных типах философствования: космоцентрическом (здесь главным, порождающим полюсом является мир, природа, космос), антропоцентрическом (здесь в качестве главного, порождающего полюса выступает человек), теоцентрическом (провозглашающим главным, порождающим полюсом Бога), социоцентрическом (подчеркивающим главную, порождающую роль общества). Очевидна высокая степень абстрактности этой классификации. Действительно, в сколько-нибудь целостной, гармонической мировоззренческой системе должна обеспечиваться значимость и самоценность каждого из указанных полюсов. Указанные направления (типы философствования) могут рассматриваться в качестве своеобразных идеальных типов, которые в чистом виде почти никогда не реализуются в истории философии, но позволяют решать познавательные и дидактические задачи. Выделение указанных типов философствования помогает навести некоторый порядок в почти необозримом многообразии философских течений, направлений и школ. Оно позволяет более выявить в отчетливом виде типические черты сходных друг с другом вариантов философствования, разграничить различные философские подходы и т.д. Кроме того, история философии дает достаточно многочисленные примеры философских воззрений, приближавшихся по важнейшим параметрам к названным идеальным типам. Приведем здесь некоторые из этих примеров.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |