АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Людвиг Витгенштейн о науке и философии

Читайте также:
  1. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  2. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  3. XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  5. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  6. В русле античной философии.
  7. Введение в предмет философии
  8. Введение в предмет философии
  9. Введение в предмет философии
  10. Введение в предмет философии
  11. Введение в предмет философии
  12. Введение в предмет философии

 

Весьма близкий подход в связи с рассматриваемой проблемой развивал в своем знаменитом “Логико-философском трактате” Людвиг Витгенштейн (1889-1951). Определенная интерпретация этого произведения послужила одним из источников позиции участников Венского кружка. В этой ранней своей работе - она опубликована в 1921 г. - он настаивает на том, что любое осмысленное предложение, нечто говорящее о мире, может быть представлено как функция “элементарных (атомарных) предложений”. Сами эти “атомарные” предложения фиксируют атомарные (простейшие, далее неразложимые) факты, из которых и состоит реальность. Поскольку реальность представляет собой множество атомарных фактов, постольку задача науки состоит в аккуратной, точной, однозначной фиксации этих фактов с помощью атомарных предложений, соединенных между собой с помощью логических связок (“Задать все истинные элементарные предложения, - указывает Л. Витгенштейн, – это значит полностью описать мир”). Система атомарных предложений и образует науку. Философия, по Витгенштейну, не является наукой. Слово “философия”, указывает он, обозначает нечто, стоящее под наукой или над наукой, но не рядом с науками. Цель философии – логическое прояснение мыслей. Это задача, которую должна решать философия. Но наличное состояние философии оценивается Л. Витгенштейном весьма критично. “Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка” (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы. Ч. 1. М., 1994, с. 18-19).

Как показало последующее развитие философии науки, подходы раннего Л. Витгенштейна и логических позитивистов к проблеме демаркации науки и философии не выдерживают серьезной критики. По сути, они отрицают осмысленность не только философских понятий и суждений, но и значимость самых существенных суждений и понятий самих специальных наук. Действительно, для верификации, например, законов науки – существеннейшего компонента научного знания – потребовалось бы бесконечное или неопределенно большое число “протокольных” предложений и, соответственно, бесконечное число их эмпирических подтверждений (наблюдений, экспериментов, измерений). Дело в том, что многие законы науки формулируются в виде всеобщих суждений (то есть, эти суждения утверждают нечто относительно бесконечного или неопределенно большого числа объектов: “все одноименные заряды…”, “любые изотермические процессы…” и т.п.). Понятно, что ни одна наука в принципе не может обеспечить верификации таких предложений. Эмпирический базис любой науки всегда конечен. Можно сказать поэтому, что логические позитивисты отрицали автономность и самоценность теоретического уровня научного знания, утверждали его полную сводимость к эмпирическому уровню научного знания. Кроме того, им свойственно слишком узкое понимание науки: наука для них – это, прежде всего, естествознание (физика в первую очередь). Можно добавить также, что логические позитивисты недостаточное внимание уделяли исторической изменчивости науки, а, следовательно, - исторической изменчивости признаков научности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)