АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура настоящего и “спасение” свободы

Читайте также:
  1. APQC структура классификации процессов SM
  2. I. Личные права и свободы.
  3. III. Диалектика: ее суть структура и альтернативы.
  4. III. Социальная структура и стратификация
  5. IV.Структура, порядок изложения и оформления работы
  6. VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации
  7. А) Аутентичность - полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор
  8. Административная структура ММЦ «Валко. Новая звезда»
  9. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  10. АКТ О ПРЕДОТВРАЩЕНИИ НЕУДОБСТВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ПЕРЕРЫВА ЗАНЯТИЙ, ОТСРОЧКИ ИЛИ РОСПУСКА НАСТОЯЩЕГОПАРЛАМЕНТА 10 мая 1641 г.
  11. Акцентная структура слова в русском языке. Система акцентных противопоставлений. Функции словесного ударения.
  12. Акцентная структура слова в русском языке. Функции словесного ударения.

 

Проведенный анализ позволяет также выявить наиболее проблематичное, с темпоральной точки зрения, звено свободной деятельности человека. Таким звеном является само настоящее, в котором собственно и осуществляется свободная деятельность. Иными словами, углубленное обсуждение взаимосвязи времени и свободы как сущностных характеристик бытия человека требует рассмотрения темпоральной структуры настоящего, демонстрации того, что эта структура совместима с актами свободы.

Не имея возможности детально рассматривать здесь эту структуру, отметим, что развитая в предшествующих главах (см. главы 9-11) трехуровневая модель бытия неисчерпаемого универсума позволяет по крайней мере схематично показать особенности темпоральных характеристик настоящего, являющихся основой возможности осуществления свободы в деятельности человека.

Действительно, человек как специфический фрагмент универсума характеризуется в свете указанной онтологической модели единством трех уровней бытия (процессуальности, темпоральности). Так, дух человека - этот концентрат самости человека - представляется в нашей модели, в частности, единством трех уровней: рассудка, разума, бессознательного (от других проявлений духа я сейчас отвлекаюсь, чтобы не усложнять рисуемую схему). Соответственно этому, дух человека (тем более человек во всех видах его бытия) многообразно темпорален, а именно: темпоральность духа включает в себя три уже знакомых нам уровня темпоральности. Конкретнее: темпоральность духа человека представляет собой единство времени функционирования духа, связанного, прежде всего, с деятельностью рассудка, времени творческой процессуальности духа (важнейшим его компонентом является время, связанное с деятельностью разума), вечности-мгновенности, связанной, как уже отмечалось, с деятельностью духа на уровне бессознательного. Первые два уровня темпоральности, кроме того, представлены многообразием форм, связанных, в частности, с различными формами деятельности рассудка и разума.

Учитывая сказанное и отвлекаясь от деталей, можно пояснить возможность преодоления опасности предетерминизма (и "спасения" свободы человека) с помощью предлагаемых темпоральных представлений в виде следующих двух моментов.

Во-первых, дух человека многообразно овременен и имеет поэтому разнообразную простертость (длительность настоящего) в различных свойственных ему временах. Эта простертость определяется особенностями соответствующих видов памяти, а также прогностическими возможностями, связанными с соответствующими формами процессуальности духа. В таком случае настоящее (многообразное настоящее) человека определяется прошлым и не определяется им, поскольку прошлое тоже является многообразным (каждому виду настоящего соответствуют свои виды прошлого и будущего). Поэтому, по крайней мере, часть того, что мы привыкли относить к прошлому, включается в наше многообразное настоящее (то же самое относится и к будущему). Другими словами, между настоящим, прошлым и будущим нет непроходимых границ, они переплетены друг сдругом, они не являются внеположными друг другу.

Эта многообразная простертость человека во времени является первым основанием для преодоления предетерминизма, утверждающего, как известно, полную определяемость настоящего прошлым.

Во-вторых, свободная деятельность человека, несомненно, предполагает некоторую форму спонтанности, ибо именно она дает возможность человеку начинать "новые ряды состояний", новые причинно-следственные ряды, без чего осуществление свободы немыслимо. Как мы уже подчеркивали, спонтанность (хаотическая процессуальность, абсолютная несамотождественность) связана с уровнем бытия бесконечного как такового. Ранее мы выдвинули предположение, согласно которому в человеческом духе бесконечное как таковое своеобразно осуществляется в сфере бессознательного. В таком случае бессознательное вневременно (вечно и мгновенно), оно абсолютно самотождественно и абсолютно несамотождественно одновременно. Именно бессознательное выступает в сфере духа в роли источника спонтанности, хаоса, случайности как оснований, зародышей свободы и творчества человека. Бессознательное всегда полно неких первичных, "микроскопических и темных" импульсов (своего рода "нулевые колебания вакуума сознания"). Некоторые из этих импульсов, соответствующие духовному космосу данного человека и ситуации, в которой он находится, "подхватываются" сознанием, волей, воображением и т. д. человека, оформляются, усиливаются, "овременяются" им. Затем эти оформленные субъектом импульсы могут послужить уже (в форме желаний, целей, личностных установок и т.п.) внутренними, собственными детерминантами деятельности субъекта. Таким образом, получается, что человек может начинать новые ряды детерминации (другими словами, имеет место самодетерминация субъекта деятельности = свобода человека) и времен. Эти ряды детерминации и времен, как видим, являются результатом "встреч", взаимодействий духовного космоса и духовного хаоса человека: сознательного и бессознательного в нем. Понятно, что потом эти внутренние детерминации сталкиваются с детерминациями внешними... Но это - уже тема для другого разговора.

Итак, на место привычной одномерной темпорализации бытия человека, при принятии которой темпоральность человеческого бытия сводится к однородному и обратимому времени-длительности (времени функционирования), представляемого обычно в виде линии, протянувшейся из прошлого в будущее, мы предлагаем трехуровневую и многоформенную его темпорализацию. В таком случае настоящее обретает сложную структуру, имеющую различную длительность (от бесконечно малой до бесконечной). Это настоящее "открывается" в вечность-мгновенность (что является одним из проявлений единства темпоральной триады: времени, вечности и мгновенности), связанную с уровнем абсолютно самотождественного и абсолютно несамотождественного бытия, обеспечивающего субстанциальность и спонтанность универсума. Простертость настоящего и открытость его в вечность-мгновенность и являются темпоральными основаниями "спасения" свободы человека от опасности предетерминизма.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)