|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тоталитарное общество
Наиболее простой (и страшный по своим последствиям) путь осуществления этого желания ведет к обществу, в котором главным регулятором становится насилие, то есть к тоталитарному обществу. Желание ограничить власть рынка в этом случае приводит к его разрушению. Заодно разрушается и такой все еще мощный регулятор общественной жизни, как традиции. На место этих естественных и необходимых на данном этапе развития общества регуляторов восходит независимо от первоначальных устремлений разрушителей рынка, провозглашавших в качестве новых регуляторов нравственность и разум, иной - грубый и примитивный - регулятор: насилие, в глубине которого скрывается не разум, не нравственность, а воля. Разум «видит» хрупкость социального бытия, он видит, что разрушать регуляторы, органично присущие обществу (традиции и рынок), означает столкнуть общество с естественного пути развития. Нравственность "видит", что деяния разрушителей рынка и традиций безнравственны. Но их упрямая воля насилует общество, субъективистски определяет людям их образ жизни. Разрушители рынка и традиций, выращивая всепроникающую командно-административную систему, принимают на себя роль регулятора социальной процессуальности. Естественно, что даже при самых благих намерениях, они не могут предложить ничего, кроме субъективистского, волюнтаристского оформления социального процесса и социального времени. Отсюда столь характерные для тоталитарных обществ произвольное планирование (неоснованное на внутренних, собственных ритмах социально-экономической жизни), авантюристические "большие скачки" и т. п. Этот регулятор (насилие) по-своему структурирует общество. Очевидно, что для его осуществления необходим субъект насилия: группа стратегов-руководителей, группы (вооруженных) людей, организованные по иерархическому принципу и проводящие в жизнь решения стратегов-руководителей. Необходим здесь также и объект насилия: масса людей, обязанная под страхом применения к ним насилия строить "светлое будущее". Такое общество неизбежно вырождается в царство лжи, страха, рабства. Первоначальное утопическое мировоззрение разрушителей рынка, провозглашающее в качестве высших ценностей разум, справедливость и свободу, становится настолько далеким от жизни, что вырождается в совокупность ритуальных фраз. На место мировоззрения встает цинизм и лицемерие. В обществе, выходящем из тупика тоталитаризма (таковым, хочется надеяться, является нынешнее российское общество), налицо противоречивейший, во многом хаотический характер социальной процессуальности. В таком обществе нет еще господствующего социального регулятора. В нем действуют и мертвеющая рука казармы (насилие), и возвращаемые к жизни национальные и религиозные традиции, и грубейшие формы примитивного рынка, и, наконец, едва слышный голос разума. Это ведет к тому, что в таком обществе осуществляются, взаимодействуя друг с другом, разнокачественные, рассогласованные типы процессов, структур, времен, мировоззрений, тянущих общество и человека в разные стороны. Надо полагать, что нынешняя какофония социальных регуляторов не может быть продолжительной, что в скором времени доминирующим станет рыночное регулирование.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |