|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие и основные проблемы онтологииРазные философские школы выдвигают на передний план и уделяют преимущественное внимание различным частям философии. Мы познакомимся, прежде всего, с онтологией, с философским учением о бытии, о сущем. Сам термин «онтология» (от греческих корней on (ontos) – сущее, logos – слово, понятие, учение) и означает как раз «учение о сущем». Этот термин был введен в философию в начале 18-го века немецким мыслителем, систематизатором философии и философской терминологии Христианом Вольфом (1679-1754). Хотя, конечно, соответствующие вопросы присутствовали в философии с момента ее возникновения (об истории онтологии см. в главе 7). Онтологию интересуют вопросы, ответы на которые представляются, на первый взгляд, очевидными. Среди них: что значит существовать, что существует, что существует поистине? Простота этих вопросов кажущаяся. Чтобы осознать это, задумаемся, например, над таким вопросом: существует ли прошлое? – Если существует, то чем тогда оно отличается от настоящего? Если не существует, то где проходит граница, отделяющая не существующее прошлое от существующего настоящего? Или, может быть, настоящее тоже не существует? Тогда что существует? Онтология может выстраиваться в соответствии с двумя стратегиями. Первая из них предполагает возможность построения онтологии как учения о бытии «самом по себе» безотносительно к познавательной деятельности людей, безотносительно к особенностям их познавательных способностей. В рамках этой стратегии предполагается, во-первых, что это «бытие само по себе» есть. И, во-вторых, что человек обладает некоторой, по сути божественной, способностью постигать это «бытие само по себе» таким, каково оно есть «на самом деле». В качестве такой «божественной» способности может выступать, например, интеллектуальная интуиция, посредством которой человек, как полагают сторонники такой стратегии, непосредственно созерцает бытие в его первозданном виде, проникает в «замысел Бога о бытии». Результаты осуществления такой стратегии представлены разнообразными онтологическими построениями докантовской философии. Это - онтология Парменида (см. об этом в разделе 2.7.1), онтология Демокрита (см. об этом в разделе 2.7.1), онтологии Гераклита (см. об этом в разделе 2.7.2.), онтология Платона (см. об этом в разделе 2.7.3), онтология Фомы Аквинского (см. об этом в разделе 2.7.4), онтология Р. Декарта (см. об этом в разделе 2.7.5) и т.д. Каждая такая онтология претендует на единственность, абсолютную истинность и объективность. Вторая стратегия построения онтологии основана на убеждении, согласно которому человек не обладает указанной «божественной» способностью непосредственного постижения бытия таким, каким оно является «на самом деле». Сторонники этой стратегии исходят из того, что бытие раскрывается человеку только через многообразные формы его опыта, что бытие всегда раскрывается человеку через призму его специфических познавательных способностей. В таком случае онтология, во-первых, ставится в неразрывную связь с другими разделами философии, в частности, - с гносеологией, поскольку именно гносеология фиксирует особенности познавательной способности человека. Во-вторых, характеристики бытия, раскрываемые в онтологии такого рода, получают свою определенность лишь в связи с соответствующим социокультурным контекстом. Основы такой стратегии заложены И. Кантом (см. об этом в разделах 2.7.6). Результаты осуществления этой стратегии представлены в многообразных онтологических построениях послекантовской философии: онтология А. Шопенгауэра, онтология Ф. Ницше, онтология Н. Гартмана (см. об этом в разделе 2.7.9), онтология М. Хайдеггера, онтология Ж.П. Сартра, онтология У. Куайна (см. раздел 2.7.10) и т.д. Понятно, что онтологии этого типа не претендуют на единственность, абсолютную истинность и объективность. Онтология предстает здесь как субъектное моделирование бытия. Очевидно, что ни один вариант онтологии не может быть построен без использования соответствующих категорий. К основным категориям онтологии относятся: бытие, небытие, виды бытия, уровни бытия, сущее, сущность, существование, реальность, действительность, материя, дух, идея, субстанция, универсум, структура, связь, причина, следствие, возможность, форма, содержание, пространство, движение, покой, время, вечность и т.д. Содержание многих из этих категорий будет раскрыто ниже (см. об этом, в частности, гл. 8-12).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |