АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепции культурно-исторических типов

Читайте также:
  1. II. Оценка соответствия наименования СИЗ и нормы их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным типовыми нормами
  2. Анализ циклограммы типового пневмопривода
  3. АРТЕРИИ ЭЛАСТИЧЕСКОГО ТИПА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ДРУГИХ ТИПОВ _________________ (1)
  4. Атипова пневмонія (5АК8)
  5. Базовые концепции финансового менеджмента
  6. Базовые концепции финансового менеджмента.
  7. Био- и социогенетические концепции развития психики
  8. В выражении можно смешивать без явного приведения типов только совместимые данные.
  9. В составе эпителия - клетки нескольких типов.
  10. Виды маркетинга в зависимости от структуры маркетинговой концепции
  11. Вирионы бывают 3-х типов симметрии: 1)Кубический(форма икосаэдра-20ти гранник:23 плоскости,12 вершин,30 ребер; предст-аденовир)
  12. Вирусы типов В и С стабильны.

 

При всех различиях христианские, гегелевские и марксистские воззрения на историю имеют некоторые существенные общие моменты, а именно: все они утверждают единство и направленность мировой социальной процессуальности, все они отрицают круговорот как господствующую форму общественного движения, отрицают абсолютизацию автономности в развитии различных культур. Эти черты - цикличность и автономность - социальной процессуальности выдвигали на передний план многие мыслители, считающиеся также основоположниками цивилизационного подхода в обществознании. Согласно этому подходу, цивилизации вырастают наподобие организмов из некоего природного (в каждом случае – своего, неповторимого) материала и развиваются в качестве самостоятельных, уникальных форм, сохраняя на протяжении всего периода существования свою идентичность.

Так, русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885) ввел понятие культурно-исторического типа. С его помощью он пытался преодолеть линейное видение истории. По его мнению, история человечества – это история развития и взаимоотношений существенно отличающихся друг от друга культурно-исторических типов (“самобытных цивилизаций”). (См.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.) Для другого российского мыслителя – К.Н. Леонтьева (1831-1891) история человечества также представляет собой историю автономных культурно-социальных организмов. (См.: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.)

Чрезвычайно интересный вариант концепции культурно-исторических типов разработал немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936). По Шпенглеру, история - это совокупность сосуществующих друг с другом и сменяющих друг друга замкнутых и оригинальных культур. Нет никакой единой истории человечества, она изобретена малограмотными и непроницательными историками, провозглашает он. Человечество, в соответствии с его взглядами, - пустое слово. "Стоит только исключить этот фантом из круга проблем исторических форм, - пишет он, - и на его месте перед нашими глазами обнаружится неожиданное богатство настоящих форм... Вместо монотонной картины линейнообразной всемирной истории, держаться за которую можно только закрывая глаза на подавляющее количество противоречащих ей фактов, я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр породившей их страны, к которой они строго привязаны на всем протяжении своего существования, и каждая из них налагает на свои материал - человечество - свою собственную форму и у каждой своя собственная идея, собственные страсти, собственная жизнь, желания и чувствования и, наконец, собственная смерть... Есть расцветающие и стареющие культуры, народы, языки, истины, боги, страны, как есть молодые и старые дубы и пинии, цветы, ветки и листья, но нет стареющего человечества. У каждой культуры есть свои собственные возможности, выражения, возникающие, зреющие, вянущие и никогда вновь не повторяющиеся... Культуры эти, живые существа высшего порядка, вырастают со своей возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле... Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого-то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой" (Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993, с. 56-57). Итак, культуры, по Шпенглеру, суть организмы. История любой культуры (например, китайской или античной) имеет строение, аналогичное в некотором смысле строению истории отдельного человека, животного или растения. Истории всех культур поэтому имеют одну и ту же структуру, одни и те же этапы, одну и ту же длительность соответствующих этапов. "Каждая культура, - пишет Шпенглер, - каждое начало, каждый подъем и падение, каждая ее необходимая фаза имеют определенную, всегда равную, всегда со значительностью символа вновь возвращающуюся длительность (там же, с. 176). Выяснив общую структуру, последовательность и длительность этапов, составляющих жизненный цикл любой культуры, можно, утверждает Шпенглер, понять современное состояние, например, Западной культуры, а также прогнозировать, предсказывать те фазы, которые ей еще предстоит пройти. Каждая фаза культуры закономерно, автоматически и неотвратимо переходит в следующую, независимо от того, как будут вести себя индивидуумы, живущие в эту эпоху. Концепция О. Шпенглера, как видим, явно фаталистична.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)