|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Философия эпохи Возрождения и РеформацииТретий этап развития европейской философии представлен философией эпохи Возрождения (Ренессанса). Эта эпоха, принесшая в Европу радикальные изменения в образе жизни и мировоззрении людей, хронологически охватывает 15-й и 16-й века. Хотя, конечно, границы и этой эпохи весьма размыты. Так, в Италии (прежде всего, во Флоренции) она заявляет о себе уже в 14-м веке. Название этой эпохи обусловлено стремлением тогдашней духовной элиты (поэтов, художников, философов) возродить формы жизни и культуры, свойственные античности. Характерной чертой мировоззрения выдающихся представителей эпохи Возрождения является гуманизм. Некоторые авторы пишут даже об антропоцентризме этого мировоззрения (см. об этом также 1.5.4.). Гуманизм (от латинского humanus – человечный) означает в данном случае преимущественный интерес к человеку, высокую его оценку (человек – вершина божественного творения), стремление к усовершенствованию (телесному и духовному) человека, подчеркивание самоценности земной жизни человека. Среди философов этой эпохи отметим Николая Кузанского (1401-1464), Лоренцо Валлу (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Пико делла Мирандолу 1463-1494), Никколо Макиавелли (1469-1527), Мишеля Монтеня (1533-1592), Томазо Кампанеллу (1568-1639). В это же время происходят революционные преобразования естественнонаучных представлений о природе, имевшие большое значение для формирования нового мировоззрения. Создает гелиоцентрическую систему мира Николай Коперник (1473-1543), развивает свое пантеистическое учение Джордано Бруно (1548-1600), отстаивающий тезис о бесконечности Вселенной. Эпоха Возрождения, принесшая великие достижения в искусстве, науке и других областях общественной жизни, сопровождалась драматическими изменениями в религиозно-нравственной сфере, воспринимавшимися многими людьми как кризис и упадок религиозной духовности (расцвет суеверий, магии, астрологии, мистики, развращенность многих деятелей католической церкви). Это вызвало к жизни движение, направленное на обновление христианской веры, на восстановление идеалов первоначального христианства. Это движение получило название Реформации. Его результатом стало формирование нового направления в христианстве – протестантизма, дающего существенно иные, сравнительно с католицизмом, ответы на многие мировоззренческие вопросы. У истоков этого движения стоял глава “христианского гуманизма” Эразм Роттердамский (1469-1536). Важнейшая идея, которую отстаивали вожди Реформации (Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564)), - это идея личной ответственности человека перед Богом (отсюда их отрицание посреднической роли церковной иерархии). Они утверждают, что Бог трансцендентен миру (то есть пребывает за его пределами, не имеет никакого сходства с ним), что необходимым и достаточным условием спасения человека является его истинная вера в Бога. Они развивали учение об изначальном божественном предопределении судьбы человека, то есть отрицали свободу воли человека. Взгляды Эразма Роттердамского, Мартина Лютера и Жана Кальвина обсуждаются нами в разделах 4.22.3, 4.24.4. и 4.24.5.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |