|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Агностицизм
Второй вариант ответа на основной вопрос гносеологии (“познаваем ли мир?”) может быть охарактеризован как «гносеологический пессимизм» и обозначается в философии понятием “агностицизм”. Агностицизм (от греческого слова agnostos – недоступный познанию) – позиция, согласно которой мир в том или ином отношении и смысле непознаваем. На первый взгляд, позиция агностицизма представляется абсурдной, нелепой, невозможной. Действительно, как можно отрицать познаваемость мира, если мы о нем (о различных его фрагментах и сторонах) постоянно что-то узнаем, если науки каждый день приносят нам все новые знания о природе, человеке, обществе? Однако агностицизм не столь примитивен и абсурден, каким он представляется поверхностному взгляду. Пытаясь постичь суть агностицизма, следует, прежде всего, принять во внимание то обстоятельство, что в истории философии последовательный агностицизм не представлен. Это совершенно естественно, ибо человек, убежденный в том, что мир непознаваем в полном смысле этого слова, не должен был бы утверждать даже этого. Поскольку и такое утверждение покоится на некотором знании о мире: чтобы утверждать непознаваемость мира, мы должны знать о мире, что он непознаваем. – Парадокс налицо! Может быть, ближе всех к последовательному агностицизму был древний софист Горгий (480-380 гг. до н.э.). Он доказывал три тезиса: 1) не существует бытия; 2) даже предположив, что бытие существует, его невозможно было бы познать; 3) даже предположив, что мы познали бытие, мы не смогли бы выразить и передать другим познанное. Как видим, такая позиция (позиция последовательного агностицизма) внутренне противоречива и не может быть охарактеризована как философская. Поскольку философия – это всегда понятийно выраженная мировоззренческая позиция, а последовательный агностицизм призывает к полному молчанию. Поэтому в истории философии мы встречаемся с философскими построениями, содержащими лишь (более или менее существенные) элементы агностицизма. Так, например, И. Кант отрицал познаваемость “вещей самих по себе”. Человек, по Канту, может познавать и познает лишь “вещи для нас” (явления). Другой важный момент, который мы должны учитывать, когда мы говорим об агностицизме, заключается в том, что сама сложность и противоречивость процесса познания человеком мира и самого себя порождает агностические тенденции. Иными словами, агностицизм – это не досужее изобретение какого-то злонамеренного философа. Агностицизм (его элементы) естественно возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного в свою очередь неисчерпаемой сложностью мира и человека. Поэтому в защиту агностических убеждений можно привести достаточно сильные и убедительные аргументы. При этом, правда, следует иметь в виду, что не менее сильные и убедительные аргументы могут быть приведены и в пользу позиции, противоположной агностицизму. Так, сторонники агностической позиции могут указывать на историческую изменчивость наших знаний, в частности, – на историческую изменчивость научных знаний. Вчера истинной считалась одна теория (например, механика Ньютона), сегодня на статус истинной претендует другая научная теория (механика Эйнштейна), а завтра ее сменит третья. - Где же истина? – Все наши знания условны и относительны, утверждают релятивисты (от латинского слова relativus – относительный). Знания изменчивы, относительны, потому что, во-первых, изменчивы сами познаваемые объекты, во-вторых, изменчивы познающие субъекты, в-третьих, изменчивы отношения между объектами и субъектами познания. Другой аргумент, к которому часто обращаются сторонники агностических убеждений, - это указание на бесконечность, неисчерпаемость универсума. При этом можно рассуждать, например, так. Познанное человеком (человечеством) всегда конечно (охватывает только конечную часть бесконечного мира). Непознанное – всегда бесконечно, если исходить из бесконечности, неисчерпаемости универсума. Поэтому человеку (человечеству) всегда известна лишь бесконечно малая часть мира (вспомним здесь одно из утверждений математики: отношение конечной величины к величине бесконечно большой есть величина бесконечно малая). Иными словами, для человека (человечества) почти все (исключая бесконечно малую часть мира) является непознанным, неизвестным. – И так будет всегда! Выдающийся российский мыслитель С.Л. Франк пишет в связи с этим: “… Все наше познание всегда остается фактически конечным, ограниченным; и так как неизвестное, неведомое … по самому существу своему бесконечно, то на всякой, даже максимально высшей ступени познания – или, точнее, именно ввиду невозможности абсолютно высшей ступени познания – сохраняется остаток – и притом бесконечный остаток – непознанного; и непознанное совпадает очевидно в этом отношении с непознаваемым или непостижимым” (Непостижимое //Сочинения. М., 1990, с. 214-215). Гносеологический пессимизм указывает также на разрыв между «внутренней сферой» (сферой знания) и «внешней сферой» (предметом знания), на принципиальную разнородность идеального (знаниевого) и материального (предметного). Иначе говоря, он подчеркивает сложность проблемы преодоления «пропасти» между субъектом познания и его объектом. Гносеологический пессимизм основывается также на субъектном (субъективном) характере познания. Он акцентирует внимание на трудности достижения интерсубъективности знания, то есть независимости знания от лиц и обстоятельств. Весомый элемент агностицизма (применительно к богопознанию) присутствует в так называемом апофатическом (отрицательном) богословии. Его сторонники утверждают несоизмеримость человека и Бога, неприменимость к Богу любых понятий, изобретенных человеком для описания сотворенного Богом мира. Таким образом, Бог бесконечно превосходит наши наименования и знания, поэтому он (рационально) непостижим (см. об этом также в разделе 2.10.7.). Агностические мотивы присутствуют не только в рассуждениях философов и богословов, но и в работах представителей специальных наук. Абсолютизируя трудности познания той или иной сферы бытия, некоторые ученые склонны объявлять эти сферы непознаваемыми: ignoramus et ignorabimus (не знаем и не узнаем)! Так, например, в качестве непознаваемых в разное время разными учеными провозглашались химический состав звезд, внутреннее строение “черных дыр”, “чужая” душа, другая культура. Как показывает история науки, все эти объекты рано или поздно переходят в разряд (хотя бы частично) познаваемых объектов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |