АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтологический релятивизм У. Куайна

Читайте также:
  1. Релятивизм.
  2. Социологизм» как концепция социального знания по Дюркгейму: концепция соц.факта (онтологический и методологический аспекты).

 

Уиллард ван Орман Куайн (1908-1997) – американский философ и логик – развил любопытную концепцию «онтологической относительности» (онтологического релятивизма). Суть этой концепции можно пояснить следующим образом. Всякая онтология, то есть некоторое систематизированное описание и объяснение действительности, выражается на определенном языке. Человек не обладает божественной способностью воспринимать объекты «сами по себе», представлять объекты с «абсолютной точки зрения». Он всегда воспринимает, представляет объекты в определенном теоретическом, мировоззренческом, языковом контексте. Само структурирование действительности, выделение объектов познания всегда осуществляется в соответствующем теоретическом, мировоззренческом, языковом контексте (осознаваемом или неосознаваемом субъектом познания). Нет смысла спрашивать, подчеркивает далее У. Куайн, что представляют объекты теории сами по себе. Дело в том, что прямое сопоставление теоретических систем и тем более отдельных теоретических конструктов с неконцептуализированной реальностью невозможно. Это так, поскольку у нас нет надежного и однозначного способа референции, то есть указания тех фрагментов реальности, которые обозначены соответствующими теоретическими конструктами. Более или менее непосредственное сопоставление теоретических конструктов возможно только с другими теоретическими конструктами. Именно так и истолковываются, разъясняются в практике познания, научного познания, в частности, объекты теории: через интерпретацию их в рамках других теорий (в широком смысле этого слова).

Следовательно, делает вывод американский философ, «смысл имеет вопрос не о том, что представляют объекты теории с абсолютной точки зрения, а о том, как одна теория объектов интерпретируется и переинтерпретируется в другую» (Куайн В. Онтологическая относительность //В кн.: Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996, с. 55). Иначе говоря, чтобы «онтологизировать» теорию, то есть понять, какие объекты она описывает и объясняет, мы интерпретируем объекты интересующей нас теории с помощью «уже известной нам теории». Но это и есть онтологическая относительность. Более того, по Куайну, «онтология дважды относительна»: во-первых, «определение универсума теории оказывается осмысленным лишь относительно некоторой предпосылочной теории», во-вторых, «определение универсума теории оказывается осмысленным лишь относительно некоторого способа перевода одной теории в другую» (указ. соч., с. 59).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)