АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иоганн Готлиб Фихте о свободе

Читайте также:
  1. Г.В.Ф. Гегель о свободе
  2. Изобретение Иоганна Гутенберга
  3. Иммануил Кант о свободе и времени
  4. Иоганн фон Тютен
  5. КЛЮЧ К СВОБОДЕ
  6. Марксистские представления о свободе
  7. Н.А. Бердяев о свободе человека и воле Божьей
  8. Нарушение п. 1 ст. 37 (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию).
  9. Полемика Августина Аврелия и Пелагия о свободе воли
  10. С.Н. Булгаков о божественном всемогуществе и тварной свободе
  11. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях

 

Образцы волюнтаристических (в только что указанном смысле) суждений мы находим в сочинениях раннего И.Г. Фихте (1762-1814). Он считал, что свобода человека несовместима с признанием объективно существующего мира. "Я" будет свободно, утверждал он, лишь в том случае, если мир (не-Я) обусловлен этим "Я". Согласно Фихте, это "Я" поистине первично. Оно созидает, полагает самое себя. Причем, полагать самое себя и быть, - это "утверждения, применительно к Я совершенно одинаковые" (Фихте И.Г. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. СПб. 1995, с. 81). Следует, впрочем, иметь в виду, что под "Я" Фихте далеко не всегда разумеет индивидуальное человеческое "Я", но часто также абсолютное "Я", всеобщее "Я" и т. д.

Поясняя специфику своей философской системы, И.Г. Фихте писал, что в ней устанавливается "некоторое абсолютное Я как нечто совершенно безусловное и ничем высшим неопределимое..." (там же, с. 104). "Я" уФихте, таким образом, является абсолютно свободным, автономным (устанавливающим самому себе законы), абсолютно самодеятельным, абсолютно самостоятельным, то есть субстанциональным. В речи "О достоинстве человека" Фихте гордо провозглашает: "Философия учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония... Он вкладывает не только необходимый порядок в вещи, он дает им также и тот, который он призвольно выбрал; там, где он вступает, пробуждается природа; под его взглядом готовится она получить от него новое, более прекрасное создание" (там же, с. 437 - 438).

Фихте подчеркивает: “Я сам хочу самостоятельно представлять собой что-либо, сам по себе и для себя, а не при чем-то другом и не через другое; и как нечто самостоятельное – я хочу быть последним основанием, последней причиной того, что меня определяет” (т. 2, с. 93-94). Я хочу, продолжает он, сам сделать себя тем, чем я буду. “Я хочу свободно хотеть согласно избранной цели; я хочу, чтобы эта воля, как последняя причина, т.е. не определяемая никакими другими высшими причинами, могла бы приводить в движение прежде всего мое тело, а посредством его и все окружающее меня, и производить в нем изменения” (там же, с. 94). Далее немецкий мыслитель раскрывает, как это возможно: “Я делаю себя сам: свое бытие своим мышлением, свое мышление – мышлением же” (там же, с. 96).

Конечно, взгляды И.Г. Фихте на свободу неоднозначны. Они менялись вместе с изменением его философских воззрений в целом. Но мы не имеем возможности рассмотреть здесь эти изменения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)