АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Слепой необходимости и случайности

Читайте также:
  1. Wanderer Фактор случайности и техника пасьянса
  2. ВНИМАНИЕ: при необходимости повторной печати пособия на погребения, необходимо зайти в назначенное пособие на погребение и по клавише “F2” - произвести повторную печать.
  3. Заголовок таблицы печатается полужирным шрифтом размером 14 пунктов и при необходимости может быть продолжен на следующей строке с выравниванием по центру области печати заголовка
  4. О важной роли случайности в строении и эволюции Вселенной
  5. О необходимости введения курса «Философия мировоззрения»
  6. О стратегии исследования сущности случайности
  7. Онтологические основания объективности случайности
  8. Основания теории оптимизации (теоремы о необходимости и достаточности существования экстремума функции многих переменных).
  9. Отрицание объективности случайности
  10. Применение: Нанести на влажные волосы, помассировать и смыть. При необходимости повторить.
  11. СЛЕПОЙ КОНЬ, ХРОМОЙ ЕЗДОК

 

Еще одним основанием позиции, согласно которой земная жизнь человека бессмысленна, является подчиненность бытия человека слепой необходимости.

Действительно, о каком смысле жизни человека можно говорить, если эта жизнь, как представляется многим, есть лишь игра слепых (бессмысленных) природных сил. Можно согласиться в этом плане с С.Л. Франком, писавшим, что минимально необходимым условием возможности достижения смысла жизни человеком является его свобода. Ибо, только будучи свободным, человек может действовать “осмысленно”, может стремиться к разумной цели, сознательно искать полноты жизни. Но люди, продолжает Франк, со всех сторон связаны, окованы силами необходимости. Дело здесь в том, что люди телесны, а потому подчинены, во-первых, “механическим законам мировой материи”. Франк описывает эту подчиненность весьма красочно: “Спотыкаясь, мы падаем, как камень, и если случайно это произойдет на рельсах поезда или перед налетающим на нас автомобилем, то элементарные законы физики сразу пресекают нашу жизнь, а с ней – все наши надежды, стремления, планы разумного осуществления жизни” (Смысл жизни. Антология. М., 1994, с. 523). Во-вторых, люди подчинены “слепым законам и силам органической жизни”, люди “обременены тяжким грузом слепых стихийно-биологических сил, мешающих нашей разумной жизни”: страстями и пороками, получаемыми нами по наследству.

При этом необходимость может выступать также в форме случайностей, зависимость от которых еще более обессмысливает жизнь человека. “Ничтожная бацилла туберкулеза или иной болезни, - восклицает Франк, - может прекратить жизнь гения, остановить величайшую мысль и возвышеннейшее устремление” (там же).

По этой же причине, считает Франк, бессмысленна “общая жизнь человека”. Действительно, история человечества, рассматриваемая натуралистически, представляет собой “лишь обрывок и зависимую часть космической истории, мировой жизни как целого”. Роковая “плененность” слепыми и чуждыми человеческим надеждам и целям космическим силами, характерная для единичной человеческой жизни, присуща, может быть, даже в большей мере жизни общечеловеческой. Со всех сторон, подчеркивает российский философ, “человечество окружают слепые силы и роковые, слепые необходимости космической природы … Представим себе хоть на мгновение с полной реалистической ясностью то положение человечества, которое соответствует подлинной действительности, поскольку мы берем жизнь в ее эмпирическом составе. В каком-то уголке мирового пространства кружится и летит комочек мировой грязи, называемый земным шаром; на его поверхности копошатся, кружась и летя вместе с ним, миллиарды и биллионы живых козявок, порожденных из него же, в том числе двуногие, именующие себя людьми; бессмысленно кружась в мировом пространстве, бессмысленно зарождаясь и умирая через мгновение по законам космической природы, они в то же время, движимые теми же слепыми силами, дерутся между собой, к чему-то неустанно стремятся, о чем-то хлопочут, устраивают между собой какие-то порядки жизни. И эти-то ничтожные создания природы мечтают о смысле своей общей жизни, хотят достигнуть счастия, разума и правды. Какая чудовищная слепота, какой жалкий самообман!” (указ. соч., с. 529-530).

Конечно, в этих горьких словах С.Л. Франка есть своя доля правды. Но согласиться с ними в полной мере никак невозможно. Во-первых, при всей зависимости человека (и человечества) от космических сил он обладает, я писал об этом в предшествующих главах, известной свободой. Иначе говоря, не следует абсолютизировать степень зависимости человека от природных (и социальных) сил. Во-вторых, трудно принять тот “арифметический” (чисто количественный) подход к проблеме смысла жизни человека, который явно просматривается в изложенной позиции. Все на Земле и у человека бессмыленно, по Франку, потому что Земля крошечная (“комочек грязи”), человек ничтожен и едва заметен (“козявка”). Обсуждая проблему смысла жизни человека, видимо, в первую очередь, следует иметь в виду не пространственные размеры, величины, массы и т.п., а значимость и ценность тех или иных деяний, поступков, событий для человека и человечества. Какими линейками или весами можно измерить величие подвига человека, его доброту, истину, добытую его неустанными трудами, красоту, им сотворенную, его любовь? Насколько они (подвиг, истина, доброта, красота, любовь) малы или велики сравнительно с галактиками, звездами, космическими силами? – Достаточно поставить такой вопрос, чтобы убедиться в неадекватности чисто количественного подхода к обсуждаемой проблеме.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)