АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социоцентризм (Карл Маркс)

Читайте также:
  1. Немецкий материализм и диалектика(Фейербах, Маркс)
  2. Экономика (Маркс).

 

В качестве примера социоцентрической системы, то есть системы, в которой общество есть центральное и всеобъясняющее начало, с определенной степенью обоснованности могут быть указаны взгляды К. Маркса (1818-1883). Вспомним, например, его тезис, раскрывающий сущность человека. “…Сущность человека, - писал он, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений” (Тезисы о Фейербахе //Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1977, с. 58). Иначе говоря, сущность человека определяется не его индивидуальными особенностями (особенностями его анатомии, физиологии или психики), а общественными отношениями, имеющими место в обществе, в котором сформировался и живет этот человек. Можно сказать, что сущность человека представляет собой «сгусток» общественных отношений, в которых этот человек участвует. При этом важно иметь в виду, что Маркс расчленяет все общественные отношения на два класса. Первый класс образуют базисные (определяющие) отношения. В качестве таковых он рассматривал экономические отношения (производственные отношения, отношения в сфере обмена, отношения в сфере распределения). Второй класс образуют отношения надстроечные (определяемые). В качестве таковых он рассматривал отношения политические, отношения правовые, отношения нравственные, отношения по поводу религии. Особое внимание при этом Маркс уделял анализу роли отношений собственности на средства производства. Он считал, что главной причиной разнообразных форм отчуждения человека (от результатов собственного труда, от политической власти, от собственной сущности и т.д.) является частная собственность на средства производства. Преодоление отчуждения, таким образом, требует радикального преобразования отношений собственности: перехода от частной собственности на средства производства к общественной собственности. Так, например, он рассматривает религию в качестве социального явления, то есть явления, укорененного в обществе, в котором имеют место частная собственность, эксплуатация человека человеком, социальные антагонизмы. Соответственно, религиозное отчуждение, убежден он, может быть преодолено только на пути революционных преобразований общества. В первом томе «Капитала» он пишет: «Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса, т.е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем». Социоцентрическим является также марксово решение смысложизненной проблемы. Жизнь человека, по Марксу, обретает смысл посредством его участия в коммунистическом движении, направленном на создание общественного строя, в котором “свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех”. (Взгляды К. Маркса обсуждаются нами также в разделе 5.27.4.)

Как социоцентрические могут быть оценены также взгляды одного из основоположников социологии Э. Дюркгейма (1856-1917). Так, по его убеждениию, основные качества человека («высшие формы человеческого духа») определяются обществом. Мнения, верования, способы действий, характер отношений человека к другим людям и к природе и т.п. являются продуктом длительного развития соответствующего общества и принудительно навязываются каждому индивиду. Так, например, религия, по Дюркгейму, представляет собой социокультурный механизм, обеспечивающий целостность человеческого сообщества путем сакрализации базовых социальных ценностей.

Социоцентризм отчетливо заявляет о себе также в социологизме. Социологизм, напомним, - это концепция, согласно которой все социокультурные явления могут быть объяснены в рамках социологии.

Социоцентрический вариант философской антропологии рассматривается нами в разделе 4.21.5.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)