|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие социального регулятораВ этой главе мы дадим некоторую схему истории, построенную путем рассмотрения ее (истории) сквозь призму понятия "социальный регулятор". Предварительно отметим два обстоятельства. 1. Предлагаемая схема исторического процесса коррелирует с построенной выше трехуровневой онтологической моделью. Это, конечно, неслучайно. Поскольку выявленные этой моделью уровни бытия (процессуальности, темпоральности) универсума проявляют себя в специфических формах в бытии, процессуальности и темпоральности общества. 2. Эта схема истории является рабочей, то есть она предназначена для решения определенного круга (мировоззренческих) проблем и не претендует на универсальность, полноту и т. п. От предварительных замечаний перейдем к пояснению ключевого для данной главы понятия - понятия социального регулятора. Начнем с констатации того, что универсум без регуляторов есть хаос. Универсум со свойственными ему регуляторами есть космос. Регулятор (от латинского regula - правило; regulare - приводить в порядок, налаживать) - это то, что упорядочивает данный фрагмент универсума, то, что придает определенность этому фрагменту, то, что задает характер его процессуальности. Регулятор - понятие большой общности, применимое к миру неживой природы, к миру жизни, к социальным системам и процессам. Так, например, важнейшим типом регуляторов, присущих неживой и живой природе, являются законы функционирования и развития. Если мысленно отменить законы, фиксируемые физикой, химией, биологией, то результатом такого эксперимента явится мысленное достижение физического, химического, биологического хаоса. К сожалению, применительно к социальным регуляторам, возможна не только мысленная их отмена, но и реальное разрушение. Разрушение же социальных регуляторов, как ясно из вышесказанного, ведет к социальному хаосу. История знает немало примеров приближения тех или иных сообществ к состоянию социального хаоса. Французский мыслитель Э. Дюркгейм в свое время предложил для характеристики таких состояний общества термин “аномия ”. Итак, социальный регулятор есть то, что упорядочивает данное сообщество, то, что придает определенность этому сообществу, то, что задает характер его процессуальности. Понятие "социальный регулятор" обладает определенной двойственностью. С одной стороны, это понятие близко к понятию социального закона и отражает моменты устойчивости, повторяемости, существенности в структурах и процессуальности социальных систем. Это - объективная, так сказать, сторона обсуждаемого понятия. С другой стороны, в этом понятии фиксируется то, что способы, средства упорядочения социальных систем не навязываются этим системам откуда-то извне, а изобретаются, создаются и более или менее сознательно используются самими людьми. То есть, становление и развитие общества, с такой точки зрения, - это становление и развитие новых, по сравнению с природными, регуляторов. Социальные регуляторы – это, образно говоря, то, что превращает массу существ вида homo sapiens в человеческое сообщество. И наоборот, слом социальных регуляторов, как уже отмечалось, разрушает социальность, превращает социальный космос в социальный хаос. Каждый социальный регулятор - это гениальное изобретение человечества. Отметим, впрочем, что некоторые из них имеют свои природные, дочеловеческие прототипы. Основные, важнейшие из них образуют основания определенных типов культур и этапов в развитии человечества. Вычленение основных регуляторов социальной жизни, уяснение их динамики, взаимосвязей и детерминирующей роли по отношению к другим сторонам социальной действительности позволяет, на наш взгляд, построить основы целостного понимания общества и его истории. Рассмотрение множества различных социальных регуляторов (в качестве примеров назовем только некоторые из них: нравственные и правовые нормы, религиозные запреты, обычаи, межгосударственные договоры, технологические стандарты, расписание движения поездов...) и выделение среди них основных - задача чрезвычайно объемная и самостоятельная, требующая для своего решения объединенных усилий специалистов многих отраслей знания. Цель нашего анализа гораздо более скромная: показать эвристичность предлагаемого подхода к познанию общественной жизни. Для достижения этой цели достаточно в качестве основных рассмотреть лишь четыре из всего множества социальных регуляторов, а именно: традиции, рынок, насилие, разум. Понятно, что выбор этих социальных регуляторов в качестве основных не случаен, однако сейчас мы не будем демонстрировать обоснованность сделанного выбора. Отметим здесь определенное сходство нашего подхода с подходом, разработанным выдающимся немецким мыслителем М. Вебером. Правда, М. Вебер писал не о социальных регуляторах, а о типах социального действия. Основными среди них, полагал он, являются: а) целе-рациональные действия, б) ценностно-рациональные действия, в) аффективные (эмоциональные) действия, г) традиционные действия. Иначе говоря, он различает социальные действия в зависимости от того, что их (эти действия) определяет. В первом случае – это цели, к которым стремятся люди, осуществляющие соответствующие действия. Во втором случае – это ценности, которые определяют данные действия людей. Например, - это верность слову, честь, профессиональная гордость. В третьем случае – это аффекты, детерминирующие соответствующие действия людей: страх, ярость, ревность, любовь… Четвертый тип социальных действий людей задается устоявшимися обычаями, традициями, принятыми в сообществе. (См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.) Но то, что определяет характер социальных действий, поступков людей – это и есть социальные регуляторы. Поэтому, повторим, наш подход к анализу социальной процессуальности достаточно близок к подходу, предложенному М. Вебером.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |