АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие и основные проблемы аксиологии

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I. Общее понятие модернизма
  3. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  4. II. Основные задачи и функции Отдела по делам молодежи
  5. II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  6. III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  7. III. Основные требования по нормоконтролю
  8. V1: Глобальные проблемы окружающей среды
  9. WWW и Интернет. Основные сведения об интернете. Сервисы интернета.
  10. XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  11. А) основные
  12. А) приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы

Аксиология – это раздел философии, изучающий природу, онтологический статус, происхождение, структуру ценностного мира. Термин аксиология (от греческих слов axia – ценность и logos – слово, понятие, учение) введен в философию только в начале 20-го века, хотя ценностная проблематика присутствует в философии изначально. Чаще всего историю аксиологии начинают с разработок немецкого философа Рудольфа Германа Лотце (1817-1881), который отчетливо различил сферу ценностей от сферы фактов и сферы интеллектуального постижения фактов (истин). Все предшествующие попытки постижения и описания ценностей (от Платона до Канта) принято относить к предыстории аксиологии. Особенно интенсивно аксиология развивалась в конце 19-го – первой трети 20-го века. В это время сформировались основные подходы, раскрывающие природу ценностей: субъективистский, субъективистско-объективистский, объективистский. Согласно первому подходу, ценности не существуют сами по себе (до и независимо от человека), они локализуются в оценивающем субъекте. Источником ценностей здесь являются цели, чувства, воля человека. В качестве ценностей сторонники данного подхода рассматривают все, что имеет значение для человека. Представители второго подхода критиковали «субъективистов» на том основании, что не наши эмоциональные состояния и интеллект обусловливают ценность некоторых предметов, а наоборот: особые свойства этих предметов делают их значимыми, ценными для нас. В рамках этого подхода подчеркивалась также социокультурная природа ценностей, В качестве ценностей здесь истолковываются в первую очередь нормы, правила, идеалы, сформировавшиеся в лоне определенной культуры. Создатели третьего подхода утверждают онтологическую независимость мира ценностей от воспринимающего их субъекта. В рамках этого подхода ценности образуют особое царство. Нечто становится ценным постольку, поскольку оно «причастно» это царству.

Среди многих авторов, внесших значительный вклад в развитие аксиологии, упомянем немецкого философа Макса Шелера (1874-1928). Он выстраивает, в частности, иерархию ценностей, включающую в себя последовательность четырех рядов. А. Ценностный ряд, в основе которого лежит оппозиция «приятного» и «неприятного». Б. Ценностный ряд, основанный на оппозиции «благородного» и «низкого», а также включающий в себя ценности из сектора «благополучия» и «благосостояния». В. Ряд духовных ценностей: этические ценности, эстетические ценности, ценности познания. Г. Высший ценностный ряд, построенный на оппозиции «святого» и «несвятого». Об иерархии ценностей, обосновываемой М. Шелером, см. также его работу «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (в книге Шелер М. Избранные произведения. М., 1994).

Как уже отмечалось, наша эпоха характеризуется ценностно-смысловым кризисом, поэтому потребность в глубоких и целостных аксиологических разработках, которые помогли бы современному человеку более отчетливо определить свои жизненные устремления и сознательно избрать стратегию деятельности, становится все более острой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)