АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Нового времени и века Просвещения

Читайте также:
  1. I. Вивчення нового матеріалу
  2. I. Вивчення нового матеріалу
  3. I. Идеализм и натурфилософия
  4. I. Сприйняття нового матеріалу.
  5. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  6. I. Экономический материализм как философия и наука
  7. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  8. II. Сприйняття нового матеріалу
  9. II. Философия и жизнь
  10. II. Философия Шеллинга
  11. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. III. Вивчення нового матеріалу

 

Важнейший этап развития европейской философии представлен философией Нового времени. Хронологически – это, прежде всего, 17-й век. В это время развертывается научная революция, приведшая к построению классической механики, являющейся фундаментом классического и современного естествознания. Творцами науки Нового времени являются Иоганн Кеплер (1571-1630), Галилео Галилей (1564-1642), Исаак Ньютон (1642-1727). Естественно, что философия этого времени не могла не откликнуться на процесс, в результате которого радикально изменилась как сама наука, так и ее роль в общественной жизни. Наука и технические усовершенствования перемещаются в центр внимания философов. К тому же, многие философы этого времени “по совместительству” были специалистами в нескольких областях научного знания и даже – основоположниками вновь формирующихся разделов науки.

Первым среди философов этой эпохи следует назвать английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561-1626). Он выдвинул программу “великого восстановления наук”, предложил классификацию наук, основанную на различении трех главных способностей души человека (память, воображение, рассудок), развил учение о методе познания. Часто Ф. Бэкона характеризуют как основоположника эмпиризма (от греческого слова empeiria – опыт) и индивидуализма. Многие идеи Ф. Бэкона получили дальнейшее развитие в трудах его соотечественников: Томаса Гоббса (1588-1679) и Джона Локка (1632-1704). Взгляды Ф. Бэкона и Дж. Локка обсуждаются нами также в разделах 3.14.2. и 3.17.4.

Другим создателем философии Нового времени является француз Ренэ Декарт (1596-1650). Его следует характеризовать как рационалиста, дуалиста и механициста. Он положил в основание своей философской системы ставшее позднее знаменитым высказывание: “Мыслю, следовательно, существую”. Он утверждал существование двух принципиально различных (созданных Богом) субстанций: субстанции мыслящей и субстанции протяженной. Декарт понимал мир как гигантскую систему механизмов. Он создал учение о методе научного познания, состоящего, с одной стороны, в интуитивном усмотрении первых начал знания и, с другой стороны, в дедуктивном выведении из этих первых начал более сложных высказываний. Последователем рационализма Р. Декарта, значительно преобразовавшим его, был Бенедикт Спиноза (1632-1677). Взгляды Р. Декарта и Б. Спинозы рассматриваются нами в разделах 1.5.8., 2.7.5., 3.17.3. и 4.22.4.2.

Великий немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – еще один представитель данной эпохи. Он развивал плюралистические представления, утверждая существование множества субстанций (монад). Согласованность в существовании монад объяснялась с помощью развитого им учения о “предустановленной гармонии”. Наш мир, доказывал Лейбниц, является наилучшим из всех возможных. Гарантией этого является всемогущество и всесовершенство Бога, сотворившего мир.

Восемнадцатый век вошел в историю как век Просвещения. Соответственно, и философия этого периода известна как философия Просвещения. В статье “Ответ на вопрос: что такое Просвещение?” (1784) Иммануил Кант пишет: “Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность человека пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-либо другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества. Иметь мужество пользоваться своим собственным рассудком! Таков, следовательно, девиз Просвещения” (Иммануил Кант. Соч. В 4-х томах. На немецком и русском языках. Т. 1. М., 1993). Философию Просвещения, что ясно из характеристики эпохи, данной Кантом, отличают твердая и наивная, по мнению многих нынешних авторов, вера в разум. Философия Просвещения – это преимущественно оптимистическая и прогрессистская философия восходящей буржуазии. Для нее характерны нападки на суеверия, на “позитивные” религии и христианскую церковь, надежды на науку и просвещенную монархию. Многие из философов-просветителей были деистами (от латинского слова deus – Бог), то есть они развивали представления, согласно которым Бог, сотворив мир, не вмешивается далее в ход природных и социальных процессов.

Философия Просвещения во Франции была представлена творчеством Вольтера (1694-1778), Ш. Монтескье (1689-1755), Д. Дидро (1713-1784), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), П. Гольбаха (1723-1789). В Германии – творчеством Х. Вольфа (1679-1754) и Г.Э. Лессинга (1729-1781). В Англии – творчеством Дж. Толанда (1670-1722), А. Коллинза (1676-1729), А. Шефтсбери (1671-1713), Ф. Хатчесона (1694-1747). В России – творчеством М.В. Ломоносова (1711-1765) и А.Н. Радищева (1749-1802).

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)