АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение Ж. Кальвина об «абсолютном предопределении»

Читайте также:
  1. A. II. Введение в изучение Плавта
  2. A. ослабляет способность атсмосферы защищать все живое на земле от жесткого ультрафиолетового излучение
  3. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  4. III. Изучение нового материала.
  5. А) Изучение уровня речевой подготовки детей к школе.
  6. Адольф Гитлер. Учение о расовом единстве.
  7. АЗОТИСТЫЙ АНГИДРИД, СТРОЕНИЕ, ПОЛУЧЕНИЕ, СВОЙСТВА.
  8. Б.Р.Виппер. Введение в историческое изучение искусства
  9. Безвозмездное получение основных средств.
  10. В стоимость входит: обучение, раздаточный материал, CD с методическими материалами.
  11. Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов как элемент методики анализа
  12. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».

 

В рамках религиозного мировоззрения фатализм связан с убеждением о предопределенности жизни человека и мирового процесса в целом волей всемогущего Бога. Это убеждение основано на учении о божественном провидении. Глубокое и подробное рассмотрение религиозного фатализма, конечно, не может быть осуществлено в рамках нашего курса. Религиозный фатализм слишком многолик и многослоен. Достаточно отчетливо он просматривается уже у Августина Аврелия (о его взглядах см. в разделе 1.5.5.). Коснемся здесь лишь некоторых сторон религиозного фатализма.

Яркий пример религиозного фатализма дают построения кальвинистов. Напомним, что Жан Кальвин (1509-1564) – один из виднейших деятелей Реформации - развил учение об "абсолютном предопределении". Согласно этому учению, Бог еще до сотворения мира определил, кто из людей спасется, а кто обречен на вечные муки; никакие собственные усилия, никакие поступки человека (в том числе – самые добрые и самые злые) не могут этого изменить. На первый взгляд, это учение представляется весьма парадоксальным и даже асоциальным. Действительно, если выполнение предписаний религии и морали не способствует спасению человека, а совершение греховных поступков не препятствует его спасению, то почему человек должен предпочесть добрые деяния деяниям злым? Кроме того, почему Бог (если все зависит от его произвола) не предопределил всех людей к спасению? Чтобы ответить на последний вопрос, надо иметь в виду, что, по мнению Кальвина, Бог и человек абсолютно несоизмеримы. К Богу, иначе говоря, не применимы никакие характеристики, свойственные человеку. В том числе к нему не применимы характеристики "добрый", "злой", "справедливый", "несправедливый" и т.п. Бог никому ничего не должен. Он не обязан делать то, что нам представляется справедливым, в частности, он не обязан всех спасать. Что касается первого из поставленных вопросов, то, по Кальвину, неспособность человека достичь спасения собственными усилиями не разрывает совершенно связь спасения и нравственности. Дело здесь, скорее, в недостижимости для человека нравственного идеала (совокупности нравственных качеств, наличие которых у человека обеспечивало бы его спасение), провозглашаемого Кальвином. В качестве такого идеала выступает у него личность Иисуса Христа. Поскольку человек, очевидно, не может достичь такой нравственной высоты, постольку он должен осознавать свое ничтожество, несоизмеримость его усилий с задачей спасения. И спастись, поэтому он может только "даром", только абсолютно свободным решением Бога.

Важно, что учение об абсолютном предопределении не обрекает, как может показаться при прямолинейном рассуждении, человека на безразличие к земной жизни и пассивность. Здесь следует иметь в виду два обстоятельства. Первое - более психологическое, чем собственно религиозное, - состоит в том, что человек, пытаясь отвлечь себя от невыносимого ощущения собственного бессилия (невозможности спастись собственными усилиями), заполняет свою жизнь лихорадочной деятельностью. Второе - доктринальное - опирается на учение Кальвина, в соответствии с которым, хотя человек и не может изменить свою судьбу, предначертанную Богом, но достижение им (человеком) успеха в мирской, профессиональной деятельности является признаком его богоизбранности. Отметим, что, по мнению Макса Вебера (1864-1920), именно это обстоятельство сыграло важную роль в становлении капитализма. Характеризуя жизненную позицию сторонников аскетического протестантизма, он писал: "Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней... Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени. Жизнь человека чрезвычайно коротка и драгоценна, и она должна быть использована для "подтверждения" своего призвания. Трата этого времени на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь, даже на превышающий необходимое время сон - не более шести, в крайнем случае восьми часов - морально совершенно недопустима... Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час труда отнят у Бога, не отдан приумножению славы Его" (Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, с. 186).

Не углубляясь далее в обсуждение различных аспектов и вариантов религиозного фатализма, отметим в общей форме еще два момента: 1) элементы фатализма свойственны в той или иной степени любой форме религиозного мировоззрения, хотя некоторые религиозные направления отрицают наличие их в собственном вероучении; 2) фатализм не проводится последовательно, по сути, ни одним из религиозных направлений, поскольку при таком (последовательном) его проведении с человека снимается (и перекладывается на Бога) всякая ответственность за его поступки.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)