|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вновь об особенностях философииСамокритичность разума и философии определяет такую черту философии, как терпимость ее по отношению к другим подходам и мировоззренческим системам. Действительно, как уже было сказано, для философии нет незыблемых и священных догм. Для нее есть лишь принципы, идеи и т.п., имеющие разную степень обоснованности. Поэтому философия никогда не призовет (в отличие от религии) своих последователей к “священной” войне с теми, кто придерживается других взглядов. Она зовет к дискуссии, к сопоставлению различных мировоззренческих позиций, к совместному поиску истины. В этом заключается одно из основных преимуществ философского мировоззрения. Сказанное не должно создавать какого-то сентиментального представления о философии. Философия весьма строга и сурова. Она требует от человека и человечества максимально трезвой самооценки. Ее невозможно последовательно соединить с различными формами утопического и религиозного сознания, обещающими “царство свободы”, полное счастье, вечное блаженство на земле или на небе. Хотя, надо сказать, попытки такого соединения постоянно встречаются в истории философии, образуя то, что называется религиозной и квазирелигиозной философией. Отметим также своеобразную элитарность философского мировоззрения. Никогда еще философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, не было широко распространено, ибо оно требует постоянной напряженной работы мысли, оно требует бесстрашия и последовательности мысли, не останавливающейся перед самыми “последними” вопросами. “Толпе не присуще быть философом”, - подчеркивал “божественный” Платон. Более того, “те, кто занимается философией, неизбежно будут вызывать ее (толпы – В.Ф.) порицание” (Платон. Государство 494а). Философия заявляет о себе преимущественно через деятельность отдельных великих личностей. Это не значит, конечно, что только философы могут достигать высот духа. Высоты духа достижимы и в рамках религиозного мировоззрения. Однако, как уже говорилось, религиозное мировоззрение имеет не только элитарный уровень, но и “народный”, массовый уровень. Философия в принципе лишена последнего уровня. Это означает, в частности, что философию нельзя принять на веру или заучить. Принятая на веру, заученная, но не осмысленная, не выстроенная через самостоятельную работу духа, философия перестает быть философией. Подводя итоги, можно сказать, что теперь при слове “философия” у Вас, дорогой читатель, должен актуализироваться не только его прямой перевод (“любовь к мудрости”), но и данное выше определение: философия – это мировоззрение, в формировании которого определяющую роль играет разум; философия – это максимально рационализированное мировоззрение.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |