АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Онтологические основания познания и знания

Читайте также:
  1. V. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации.
  2. XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
  3. Б) правовую систему, которая состоит только из норм законов и в которую не проникают явления из иных сфер знания (политологии, социологии, психологии, этики)
  4. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  5. В системе психологического научного знания
  6. Введение. Одонтологические таблицы Фоля с точки зрения Живой Этики
  7. Виды деформации правосознания
  8. Виды знания.
  9. Виды и формы признания
  10. Виды, основания и размеры материальной поддержки (помощи)
  11. Вопрос 26. Основания возникновения прав и обязанностей.
  12. Вопрос 4. Полномочия суда и основания к отмене в порядке надзора решений, определений и постановлений.

(Гераклит, Вл. Соловьев, М. Хайдеггер)

Анализ онтологических оснований познания и знания представлен у многих выдающихся философов разных эпох и направлений.

Так, Гераклит Эфесский (520-460 гг. до н.э.) говорил о всеобщем Логосе, который упорядочивает и пронизывает весь космос, включая общество и человека. Человек может вырастить свой собственный логос (знания, понимание космоса, мудрость), приобщаясь к этому всеобщему Логосу. Вариации этого подхода, обосновывающего и разумную организацию мира, и его познаваемость посредством обращения к понятиям так или иначе трактуемого всеобщего (мирового, божественного) Логоса и локального, частного, человеческого логоса, являющегося “частичкой”, “искоркой” всеобщего Логоса, с помощью которой всеобщий Логос (мировой разум и т.п.) постигает самого себя, мы находим у стоиков, неоплатоников, в христианской философии, у Спинозы, Гегеля и других мыслителей.

Заслуживающий внимания вариант такого подхода представлен в работах знаменитого русского философа Владимира Соловьева (1853-1900). Он развивал концепцию “цельного знания”. “Цельное знание” достигается, утверждал он, лишь посредством синтеза науки, философии и теологии. Дело в том, что, по Соловьеву, существуют три основных источника познания (опыт, разум, мистический опыт), с помощью которых познаются, соответственно, мир явлений, мир идей и абсолютное бытие. «Цельное знание» можно получить, только обращаясь ко всем этим источникам познания. Причем решающая роль в познании принадлежит именно “мистическому опыту”. В чувственном опыте и в мышлении субъект познания только соприкасается с предметом познания. Поэтому эти источники (опыт и разум) еще не дают истинного знания. Только “мистический опыт” показывает, что между познающим и познаваемым существует такое отношение, в котором они соединены “друг с другом не внешним и случайным образом, не в материальном факте ощущения и не в логической форме понятия, а существенною и внутреннею связью, соединены в самых основах своего существа, или в том, что есть безусловное в обоих”. Действительное познание обусловлено здесь, как видим, реальным всеединством. Мистическое познание опирается именно на это всеединство.

Такой подход может быть охарактеризован также как онтологический, поскольку он обосновывает познаваемость универсума и разъясняет природу знания с помощью определенных представлений о характере бытия универсума (признает его единство и, по меньшей мере, потенциальную разумность).

Оригинальное онтологическое истолкование познания и знания дал Мартин Хайдеггер (1889-1976). Имея в виду наиболее распространенное в философии понимание познания как “субъект-объектного отношения”, а знания как некоего феномена, находящегося “внутри” субъекта, он совершенно справедливо подчеркивает, что такое понимание познания и знания неизбежно натолкнется на препятствие, формулируемое в виде вопросов: как соотносятся “внутренняя сфера” (знание) и “внешняя сфера” (предмет знания), как познающий субъект выходит из этой “внутренней сферы” в “иную и внешнюю”, как познание вообще способно иметь предмет, как должен мыслиться сам предмет, чтобы субъект его познавал? (Бытие и время. М., 1997, с. 60). Преодоление этого препятствия достижимо, по Хайдеггеру, именно на пути онтологического истолкования познания и знания. “Познание, - указывает он, - есть бытийный модус присутствия как бытия-в-мире … Само познание заранее основано в уже-бытии-при-мире как сущностном конститутиве бытия присутствия … В самонаправленности на … и постижении присутствие не выходит впервые наружу из какой-то своей внутренней сферы, куда оно вначале замуровано, но по своему первичному способу бытия оно всегда уже “снаружи” при встречном сущем всякий раз уже открытого мира … Познание есть фундированный в бытии-в-мире модус присутствия” (там же, с. 61, 62). Напомним здесь также соответствующие этому онтологическому истолкованию познания и знания хайдеггеровское понимание истины как раскрытости, разомкнутости, открытости, самораскрытости, непотаенности бытия.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)