|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды знания· Обыденные знания. Оно сводится к описанию и констатации фактов. · Научное знание. · Рационально-ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ? Оо форма знания Признаки научного знания. · объективность · упорядоченность · эссенциалистичность · рациональность (не путать мистику с бессознательным) · реальность (только знания, обладающие всеми пятью признаками, являются научными). Если какой-то признак отсутствует, оно уже является ненаучным.
Мифологическое знание -слияние знаний и эмоций. Художественное знание. Оно возникает в сфере искусства. Главный элемент - наглядность. Если научное знание нужно доказывать, то в искусстве ничего доказывать не надо. Религиозное знание. Суть - удвоение мирана мир чувственный и мир сверхчувственный. Философское знание -максимально обобщенное знание о мире в целом и месте человека в нем. Познание - это специфическая деятельность, обу словленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность ве щей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и т.д. Отдельные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадле жит философии. Раздел философии, в котором изучаются наибо лее общие закономерности и проблемы познания, наз. теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д. В философии сложились две точки зрения на про цесс познания - гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир позна ваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант -согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание - изучает саму себя. Идеалисты утверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рацио нализм, творчество и интуиция, метод и факт. Центральное место в системе категорий гносеоло гии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое. Основными элементами, составляющими позна ние, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей результатов познания, также является субъектом познания. Объект познания - это то; на что направлена по знавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, не достоверное отражение познающим объектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Оценка - это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на ка тегории, законы, понятия, прежние ценности. Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика - конкрет ная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент.
Познание - философская категория, содержание которой составляет процесс описания человеком с помощью символов и образов себя самого и окружающий мир. В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм. · гностицизма- мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант -согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Основными элементы познания: · Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, этническая группа. Общество в целом, которое за свою историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностей -носителей результатов познания, также является субъектом познания. · Объект познания - это то; на что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоретические модели, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. · Процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Процесс познания всегда связан с оценкой - это логическое осмысление субъектом окружающей действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности. В структуре познавательного процесса выделяют также (чувственное познание)(рационально познание)(языковая форма) ощущение --> восприятие --> представление--> понятие--> суждение --> умозаключение · ощущения- отражение отдельных сторон объекта в виде зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых образов. · восприятие - слияние отдельных образов предмета в его единый целостный образ · представление - запечатливание образа предмета отсутствующего в данный момент в действительности (память+ воображение) · понятие - форма мышления, с помощью которой в нашем сознании отражаются существенные признаки однородного класса предметов · суждение - связь понятий друг с другом. форма мышления, в которой что-л утверждается (отрицается) о предмете мысли и которая обладает свойством быть истиной или ложью o как соотносится один предмет с другим o свойства предметов · умозаключение - связь суждений. форма мышления, когда из одного или нескольких суждений по определенным правилам или выводам появляются новые суждения. формы умозаключений: · индукция · дедукция · аналогия (когда на основе того, что несколько предметов схожи по каким-то признакам, то они схожи и в других признаках) Интуиция играет важную роль в процессе познания. Ее не всегда признают в качестве способа достижения научного знания, но известны многочисленные случаи научных открытий посредством интуиции. Общими чертами интуиции являются: непосредственное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность.. Модели гносеологического отношения субъекта к объекту: · Фиксация образа познания ("Слепок" у Демокрита) · Анамнезис (припоминание) - это метод восхождения души субъекта к идеям, к общему не путем обобщения частного и единичного, а путем пробуждения в душе забытого знания, нахождение его в ней. Найти знание в самом себе - это значит припомнить. · принцип «предустановленной гармонии» (Лейбниц)- признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей. Поскольку человек как субъект познания есть часть мира, часть предустановленной гармонии, то через него мир «смотрит на себя, смотрится в себя, как в зеркало, и видит только себя». · принцип «тождества мышления и бытия», «тождества логического и исторического» (Гегель) -Познание рассматривается как процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума (субъекта), вне рамок чувственной деятельности субъекта. Объяснение - важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). Объяснение может быть: · атрибутивным- раскрывает закономерные связи объекта с его атрибутами (неотъемлемыми свойствами предмета) · субстанциальным - раскрытие субстрата (первоматерия), с которым объект закономерно связан · генетическим (причинным)- объясняется через обращение к предшествующим состояниям объекта · контрагенетическим (следственное)- обратно генетическому · структурным - реализуется через установление элементного состава объекта По своему механизму О. делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. О. тесно связано о описанием, как правило, основывается на нем и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения. ПОНИМАНИЕ —присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов “мира человека”. Гл. функция- обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре. П. развивается в процессе общения людей, во взаимодействии различных культур.
37. Понятие "метод познание". Философские и научные методы познания. Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и ре альности, знания и веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания. Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и субъекта идет от чувст венного отражения действительности к логическому отражению и от него к практике. Чувственное отражение - слух, вкус, и т.д. Основные его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое отражение - способ познания действи тельности при помощи абстрактного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Практика - это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразова нию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания. Диалектика процесса познания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открытым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы - к познанию содержания, от случайного -к необходимому, от явления - к сущности, от сущности первого порядка - к сущности второго порядка и т.д:, бесконечно, к самой глубокой сущности - закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основой для познания сущности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления. Явление дается человеку в ощущениях, восприятиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совокупность явлений - внешних признаков (цвет, запах и т.д.). Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисчерпаем любой объект познания, познавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интеллекта. Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных образов идет к абстрактным понятиям и определениям и далее - от отдельных абстракций через их синтез восходит к конкретному в мысли. К теории, а затем снова - к практике. Это означает, что для более глубокого проникновения в объект необходимо временно уходить от него в область абстракт-, ных образов. Чувственное познание осуществляется посредст-~ вом органов чувств - зрения, слуха, и др. которые являются продуктами всемирной истории, а не только результатом биологической эволюции. Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира. Ощущение - это отражение в сознании, отдельных сторон и свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс, т. к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром. Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущении, Важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, относительное постоянство, осмысленность, активность. Представление - способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Рациональное познание представляет более высо- * кий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Предельно общие понятия - философские категории: материя, развитие, противоречие, форма, содержание и др. Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочета ний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и др. Суждение - форма мышления, отражающая вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. В форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным ("Париж стоит на Сене"), либо ложным ("Саратов стоит на Дону"). Умозаключение - это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение. Интуиция играет важную роль в процессе познания. Ее не всегда признают в качестве способа достижения научного знания, но известны многочисленные случаи научных открытий посредством интуиции. Общими чертами интуиции являются: непосредст венное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность..
Метод - это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Познание - философская категория, содержание которой составляет процесс описания человеком с помощью символов и образов себя самого и окружающий мир. Методы познания: 1. специальные - в отдельных науках, основа методов- спец-научные законы и теории (качественный анализ в физике, химии) 2. о бщенаучные - характеризуют ход познания во всех науках v наблюдение - это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представления v эксперимент - э то активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. v дедукция, индукция, аналогия v метод моделирования - такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замешается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. Первый объект называется оригиналом, а второй - моделью. В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. v гипотеза- установлении законов и принципов, которые позволяют систематизировать, объяснять и предсказывать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. v метод восхождения от абстрактного к конкретному- 3. универсальные(всеобщие)- характеризуют человеческое мышление в целом, примен во всех сферах познават деятельности Ø диалектика (суть в наличии противоречий)принципы: § предпосылочные - подготавливающие оптимальное включение других принципов а противоречивую сущность предметов ⌂ принцип объективности -требует ясного признания познаваемости материальных систем (конкретность) ⌂ системности - всестороннее познание предмета ⌂ историзма- базируется на представлениях о сущности развития, о прогрессе, причинности. ü ⌂ диалектической противоречивости выступают источником развития знания ü философско-гносеологические -соотнош субъекта и объекта ü логико-методологические- соотнош сторон познават деятельности § конструктивные- метод восхождения от абстрактного к конкретному
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |