АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие: сущность, структура, формы. Его философские вариации

Читайте также:
  1. IV.Структура, порядок изложения и оформления работы
  2. XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  3. Адміністративно-правові відносини, їх структура, особливості та види.
  4. Безработица: сущность, виды и формы, показатели
  5. Вопрос 1 Административно-правовой статус: понятие, особенности, структура, виды
  6. Вопрос 1. Сущность, функции и роль предпринимательства
  7. Вопрос 39. Структура глагольной словоформы. Морфологические классы глаголов. Спрягаемые и неспрягаемые глаголы.
  8. Вопрос №19 Экономическая система: сущность, элементы, теоретические концепции.
  9. Вопрос №2. Основные философские направления XVII-XVIII веков.
  10. Глава 1. Власть: сущность, значение и виды
  11. Гносеологія, предмет, структура, завдання. Онтологія.

Проблема бытия - одна из самых главных проблем философии.

Изучением наиболее общих вопросов бытия занимается онтология (бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека).

Бытие явл философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, не зависимо от сознания, воли и эмоций человека.

Именно через это понятие человек пытается осмыслить свое место в мире.

Основные формы бытия:

1 бытие природы (вещей, процессов, состояний);

2 бытие социального (бытие отдельного человека и бытие общества

3 бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, те сознание индивида и объективное идеальное, те его индивидуальные формы).

На протяжении всей своей истории люди стояли перед проблемой: либо признать наличие бытия, либо объявить свое существование самодостаточным и не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Фил., принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то как фил. бытия, то как фил. свободы. Фил. бытия обосновала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного: Бог, Разум и т.д. Фил. свободы доказывала, что человек является творцом истории и своей жизни. Проблема бытия то исчезает из фил. рассмотрения, то появляется вновь, - это свидетельство онтологической потребности человека признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое сущест­вование. Возвращение к теме бытия всегда начинается с вопроса о смысле жизни.

Впервые проблема бытия введена в философию античным мыслителем Парменидом (5-4 вв. до н.э.). В результате кризиса веры в могущество богов Олимпа стали рушится основы и нормы социальной жизни, в человеческом сознании зародились отчаяние и неуверенность в своем будущем. Людям нужна была новая вера как опора в жизни. Философия открытием Парменида попыталась успокоить современников понятием Абсолютной мысли, которая является гарантом надежной и спокойной жизни. Люди снова обрели уверенность в том, что мире все подчинено порядку и необходимости. Под необходимостью Парменид подразумевал Божество, Правду, Провидение, Судьбу, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум способен познавать только посредством общения с Разумом, который и есть бытие. Человек не открывает истину, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие - свет, который можно увидеть только глазами разума.

Противоположных взглядов на бытие придерживался Гераклит. Он утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платонпротивопоставлял два вида бытия — неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.

Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В Средние века учение Аристотеля было переосмыслено в духе христианства.

В христианской философии истинное бытие - Бог, который творит своей волей и своей премудростью. В отличие от античного Абсолюта, Бог христианства предстает живым и личностным. Человек, созданный по образу и подобию, обладает всеми его чертами и поэтому является существом личностным. Истинная свобода человека - в отказе от собственной воли.

В новое время люди перестали признавать свою зависимость от Бога, они присвоили себе право Творца и стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненное подлинное бытие. Человек оправдал свое право преобразовывать мир. Философия бытия усту пила место фил. свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Основоположник фил. Нового времени Р.Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т.е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем согласно материализму бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы — обоим другим родам бытия.

В человеке проявляется диалектическое единство всех трех родов бытия.

 

Является исходной категорией в философском осмыслении мира. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Когда эти вещи исчезают. они уходят в "небытие".

Для философов со времен античности стоял вопрос о том, насколько реально и действительно бытие в соотношении с небытием.

Парменид- только бытие реально, небытие- иллюзорно.

Гегель- бытие- "исчезающее бытие", переходящее в небытие, в результате чего все в мире является становлением (более богатая категория, бытие- предпосылка становления).

Понятие "бытие" сходно с понятиями " действительность", "реальность", "существование", в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы.

Вместе с тем, бытие- интегральная характеристика мира, утверждающая целостность его через его существование. Существуют (находятся в бытии) не только предметы природы, но и мысли, разные психические состояния, сновидения итд.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)