|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос №2. Основные философские направления XVII-XVIII веков1) Усиление материалистической тенденции в философии, которая была связана с быстрым развитием естествознания. XVII век – английские философы Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк. XVIII век – французские материалисты Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций и др.
В это время успешно разрабатывается учение о субстанции. Субстанция – это основа всего существующего, которая проявляется в различных вещах.
Ф.Бэкон: «Материя – вещество, из которого состоят предметы как сочетания ограниченного числа элементов». Эти элементы – многокачественные «простые натуры», которые есть совокупность таких качеств как плотность, теплота, движение и др. Из этих «простых натур» состоят все вещи как «сложная субстанция». Он утверждает бесконечность материи и пространства, которое она заполняет. Пустоты нет, а материя находится в постоянном движении, но движение трактуется как чисто механическое.
Т.Гоббс систематизировал учение Бэкона, придав ему уже классический вид механистического материализма, суть которого сводится к следующим положениям: 1.- материя первична, а сознание вторично; 2.- материя вечна, а возникают и исчезают отдельные вещи; 3.- нет первоматериии, а есть лищь конкретные вещи, которые имеют чисто количественные характеристики: протяженность, форма, объем, выражаемый в 3-х измерениях (высота, длина, ширина). 4. – материя находится в постоянном движении, понимаемом как перемещение в пространстве; 5.- сущность материи, то есть ее первичное качество есть протяженность; 6. пространство – место, которое занято телами; пространство вообще – это лишь субъективное представление человека. Субъективно и время (находится только в сознании человека). 7.- Мышление существует, но лишь как мыслящая материя, их нельзя разорвать; 8.- все образуется в мире движением материи, которое описывается законами механики.
Дж.Локк дополняет это учение о материи учением о первичных и вторичных качествах: все качества мы знаем из собственного опыта, но качества делятся на первичные, которые принадлежат объектам внешнего мира (пространственные свойства, движение, масса и др. объективные свойства) и воздействуют на наши органы чувств – и вторичные качества (цвет, вкус, запах и т.д.), которые не являются свойствами самих вещей, а являются субъективными, так как есть результат человеческого восприятия, связанного со спецификой наших органов чувств, они образуются в нашем сознании на основе сочетаний первичных качеств. Это учение стало основой критики релятивизма и скептицизма, агностицизма в целом.
В XVIII веке французские материалисты развили далее учение о материи, о связи материи и движения, допуская идею развития природы, но не распространяя эти установки на общество; во взглядах на общество они были идеалистами (первично сознание великих личностей). Но в целом они оставались в пределах механистического материализма.
2) Дуалистическая концепция Р.Декарта: существуют две независимые субстанции – телесная (ее главный атрибут – протяженность) и духовная (атрибут – мышление). Первая делима, вторая неделима. Модусами духовной субстанции (ее состояниями) являются воображение, чувства, желания. Модусы телесной субстанции – фигура, положение, движение. Согласование телесной и духовной субстанций в человеке обеспечивается Богом. Материальную субстанцию Декарт соотносит с природой. Ее законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует души, способные мыслить. Она изначально содержит в себе определенные фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи (идею Бога, идею числа и т.д.).
3) Пантеизм Б.Спинозы: есть только 1 субстанция и «она есть причина самой себя». Она не сотворена никем, но постоянно творит новое из себя самой. Природа слита с Богом, поэтому ее можно назвать Богом. Но это не божественная личность в ее теологическом средневековом пнимании, а безличная духовная сущность, выступающая причиной всего бытия. Единая субстанция имеет два важнейших атрибута – мышление и протяжение. Сотворенные природой единичные вещи и модификации атрибутов природы Спиноза называет модусами (видоизменения) субстанции, которыми являются все протяженные и мыслящие существа. Человек – часть природы, а значит один из ее модусов. Душа человека – проявление атрибута мыщления, а его тело – проявление атрибута протяженности. Учение о детерминизме Спинозы: Все в мире подчинено необходимости, ничего случайного не существует (механистический детерминизм). Причем детерминизм распространяется не только на природу, но и на человека, его поступки, вызываемые аффектами (чувствами). Человек, будучи модусом природы, подчинен необходимости. Но, обладая душой как модусом мышления, он может познать природу, понять необходимость и следовать ей, подчиняя свои страсти и стремления законам природы. Свобода есть осознанная необходимость. 4) Идеалистический плюрализм Г.Лейбница: в основе мира лежит не одна и не две, а множество субстанций – нематериальных, непространственных и неизменных – монад (от греч. «единое», «единица»). Монада – нечто вроде атома Демокрита, но понимаемого в духовном смысле. Монада неделима, не обладает протяженностью, активна. Чувствами монады не воспринимаются, но они умопостигаемы. Наряду с умопостигаемым миром монад, существует чувственный, феноменальный мир, как чувственное выражение мира монад. Свойства монад: 1.- Монада простая неделимая субстанция; 2.- Монад существует бесконечное множество и они бывают разного вида: «голые монады» образуют неорганическую природу, монады животных обладают ощущением, монады человека (души) обладают сознанием и памятью, высшая монада – Бог. 3.- Монады имеют духовный характер, они активны, обладают качествами: стремление, влечение, восприятие, представление. 4.- Каждая монада индивидуальна и представляет особый мир. Она не зависит от других монад. И монады замкнуты («не имеют окон, через которые что-либо могло войти туда и оттуда выйти»). Монады находятся в гармонии, которая преодолевает их изолированность. 5.- Благодаря активности монад мир постоянно изменяется и развивается. Развиваются сами монады. Монады не погибают, а, постепенно видоизменяясь, образуют в своем непрерывном развитии иерархическую цепь живых существ: минералы – растения – животные – человек. Высшая ступень на этой лестницк эволюции жизни – Бог. В целом, монадология Лейбница есть вариант объективного идеализма.
5) Субъективно-идеалистическая концепция Дж.Беркли: опираясь на идеи Локка и одновременно критикуя их, утверждал, что первичных качеств вещей не существует, все качества вторичны, то есть являются результатом человеческого восприятия. Из этого следовало, что реально только то, что воспринимается человеком с помощью органов чувств. Следовательно, быть – значит быть воспринимаемым, и мир есть совокупность человеческих ощущений. Материя вообще не существует. Поэтому, считает Беркли, необходимо отказаться от материализма и обратиться к религии, вере в Бога.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |